Правила офисного этикета – это хорошо забытые старые нормы, которые не все и не всегда используют в новом времени. Sputnik Азербайджан собрал тринадцать из них, которые определенно играют важную роль в продвижении по карьерной лестнице.
В меняющемся мире возникают новые понятия, и вот уже рабочий кабинет называется офисом, а работники и служащие – топ-менеджерами, "офисным планктоном" и "белыми воротничками". Но во все времена остаются неизменными некоторые важные правила поведения, без которых сложно существовать в коллективе. Рассказываем, о каких нормах этикета надо помнить, чтобы значительно облегчить себе жизнь и создать позитивное впечатление в глазах шефа.
1. Оставайтесь дома, когда вы больны
Увы, это правило повсеместно нарушается, и часто в офисе находятся сотрудники, которые могут чихать, кашлять и шмыгать носом. Они уверены, что работа не ждет и в любом состоянии надо быть на месте. Более того, кто-то даже уверен, что начальник такой порыв оценит. На самом деле, это не так. Приходить на работу, когда у вас кашель и даже жар, опасно для остальных сотрудников, которые слягут с температурой уже на следующий день после контакта с вами. Основы этикета говорят о том, что лучшее, что вы можете сделать для себя и для других, это оставаться дома. Маленькая офисная эпидемия никому не нужна и точно не принесет пользу делу.
2. Будьте вежливы в лифтах
В современных многоэтажных бизнес-центрах полно лифтов. В течение дня мы пользуемся ими по многу раз. Есть свои правила перемещения в лифте. Этикет требует от вас при посадке сначала отойти в сторону и дать возможность выйти тем, кто внутри, и только затем заходить внутрь. К сожалению, многие из нас игнорируют это правило, спеша зайти в кабину лифта, как будто эта штука действительно может уехать без вас. Не волнуйтесь, вы все успеете.
3. Стучите прежде, чем войти
Никто не хочет, чтобы к нему врывались, и все же в наши дни часто многие забывают постучать. Находитесь ли вы в своем офисе или офисе своего партнера, и вам нужно поговорить с боссом, не забудьте постучать в дверь. Это маленькое правило этикета, которое поможет вам продемонстрировать свое уважение к окружающим вас людям. Поверьте, ваш босс это оценит.
4. Хватит опаздывать
Опоздания каким-то образом стали эпидемией в наши дни. Тем не менее, этикет заключается в уважении других людей, в том числе и в уважении их времени. Если вы опаздываете на деловую встречу или зум-конференцию, значит вы не цените время других. Если вы будете продолжать в том же духе, то рискуете разрушить коммуникации. Перестаньте опаздывать, и вы вернете уважение к себе. И еще. Если же опоздание все-таки случилось, не надо придумывать красивую причину в качестве оправдания. Озвучивайте настоящую – это зачтется.
5. Приглашения требуют ответа
Если вы получили письмо – почтовое оно или посредством электронной почты, в котором содержится приглашение на мероприятие, и в конце есть фраза "просим подтвердить участие", не игнорируйте эту просьбу. Многие люди в наши дни забывают ответить на такое деловое приглашение и просто приходят. Это создает стрессовую ситуацию для организаторов. Дело в том, что обслуживающая мероприятие организация хочет знать количество участников, чтобы избежать ситуации, когда вместо 20 пришло 40 человек. Поэтому сделайте всем одолжение и своевременно подтвердите свое участие либо неучастие.
6. Не приносите с собой сильно пахнущие продукты для перекуса
Вас будут считать вежливым и воспитанным человеком, если с собой в офис вы не будете приносить "ароматную" еду для перекуса. Правда в том, что наличие еды с запахом, особенно если он не сильно приятный, вызывает беспокойство у окружающих, которые хотели бы "уволить" вас прямо сейчас. Совершенно нормально есть то, что вы хотите, но просто помните о том, что нужно быть вежливым к окружающим и помнить не только о себе, но и о коллегах.
7. Не злоупотребляйте парфюмерией
Пощадите рецепторы окружающих, и разделяйте вечерние насыщенные ароматы и легкие дневные. Помните, что ценителей селективной парфюмерии гораздо меньше, чем кажется. Поэтому не перебарщивайте с дозатором. Кстати, нет ничего страшного в том, чтобы сделать замечание источнику необычного аромата. Это не обидит его, а только сделает лучше. Главное в этом разговоре – доброжелательность.
8. Чихайте в локоть
Если вы собираетесь чихнуть, сделайте это в локоть, а затем как можно скорее найдите салфетку. Это может показаться не слишком важным, но на самом деле вы оцените это, как увидите, что другие делают то же самое.
9. Говорите "пожалуйста" и "спасибо"
Мы стали забывать говорить "пожалуйста" и "спасибо", и вы можете вернуть это маленькое правило этикета в жизнь. Это гарантировано принесет вам большие плоды в долгосрочной перспективе.
10. Держите телефон в беззвучном режиме
Звонки в рабочее время не приветствуются во многих компаниях. На первое место вышла переписка в мессенджерах. Но есть категория людей, которым не бросишь небрежное "пишите в Whats App". Это важные партнеры и клиенты. Звонят они, конечно, именно в тот момент, когда вы на секунду отошли, оставив телефон на столе. На такой случай всегда держите свой гаджет не просто на вибрации, а в беззвучном режиме, чтобы не раздражать коллег.
11. Относитесь бережно к офисному имуществу
Не свое никогда не жалко? Компьютер, принтер, ксерокс… Все это воспринимается как должное, и обращение с этой техникой, кажется, не требует лишней деликатности. Это не так, потому что любая поломка может повредить работе. Старайтесь бережно относиться к имуществу фирмы – босс это оценит.
12. Всегда оставайтесь на связи
Оставаться на связи во время перекуров, перекусов и выездных встреч – важное правило рабочего этикета. Все самое важное имеет привычку происходить в неподходящий момент. Поэтому никогда не пропадайте с радаров в рабочее время.
13. Убирайте за собой
Свое рабочее место надо держать в чистоте. Не важно, что вечером придет специалист по клинингу и уберет офис целиком. Неряхи не вызывают доверия. Кучи всякой ерунды на столе и вокруг него – это не творческий беспорядок, это – мусор. Чистоплотность в качестве дополнительной опции к вашему образу – сильное преимущество перед другими кандидатами на повышение по службе.