Народная артистка Гамида Омарова была и остается одной из самых красивых актрис азербайджанского кинематографа. Сегодня, 25 апреля, ей исполняется 65 лет. И, в отличие от многих своих коллег, она продолжает сниматься, радовать поклонников новыми ролями.
Будущая кинозвезда родилась в семье учителей. Ее родители познакомились, учась в одном университете. Все дети молодой пары умирали сразу после рождения, и лишь четвертый ребенок остался в живых – и это была Гамида. К сожалению, спустя несколько лет совместной жизни супруги решили развестись, поэтому девочку воспитывали мать с бабушкой.
Гамида Омарова
© Sputnik / Murad Orujov
По желанию своей мамы Гамида окончила филологический факультет Азербайджанского государственного университета. После, совершенно неожиданно для родных, поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве. Она решила учиться тому, что ей действительно по душе – актерскому мастерству.
Не только благодаря таланту, но и своей красоте, она всегда приковывала к себе внимание окружающих.
Широкую известность Гамида получила в 1981 году после роли Телли в музыкальном приключенческом боевике "Не бойся, я с тобой!" режиссера Юлия Гусмана.
Затем снялась в более чем 30 фильмах, таких, как "Золотая пропасть", "Хочу понять", "Узеир Гаджибеков", "Водоворот", "Учитель музыки" и других.
Sputnik Азербайджан встретился с Гамидой Омаровой в преддверии ее юбилея.
- Гамида ханым, любите отмечать дни рождения?
- Не очень, особенно юбилеи. Чувствуешь себя уже старенькой. Хорошо, что я продолжаю сниматься, преподавать в Университете культуры и искусств. Иногда мне хочется отдохнуть, вот и убегаю от городской суеты на дачу.
Сейчас все свои силы направила на сюрприз, который пока не хочу раскрывать, поэтому юбилей у меня на втором плане. Дай Бог, все сбудется и для меня это будет самым дорогим подарком.
- Почему решили стать актрисой?
- Совершенно случайно по телевизору увидела выступление классика азербайджанского кино Гасана Сейидбейли. Он сказал, что во ВГИКе открывается курс для азербайджанцев под руководством российского актера и режиссера Евгения Матвеева. Не задумываясь, решила попробовать, хотя никогда не мечтала стать артисткой. Все получилось спонтанно.
Гамида Омарова
© Sputnik / Murad Orujov
Наверное, у меня был скрытый актёрский талант, просто я не подозревала об этом. Мама не хотела отпускать свою единственную дочь в Москву, но потом дала свое согласие. Она у меня вообще была очень строгая. Я всегда должна была исполнять все ее приказы. Пообещала матери, что стану не актрисой, а режиссером, но после изменила свое решение.
Матвеев во время занятий нам всегда говорил: "Актерская профессия - как болото. Если один раз зашел, то уже не выйдешь". Он был прав.
- Ваш дебют был в Москве или Баку?
- В Москве. Когда мы учились, нам не разрешали сниматься. Евгений Семенович всегда говорил: "Учеба - прежде всего". Мы готовили сразу четыре спектакля. Нас было всего 15 человек – семь девушек и восемь парней.
Каждый из нас, как минимум, был занят в двух постановках. Нам было очень трудно и в то же время интересно. Жалко, что тогда невозможно было снимать на камеру, на телефон.
После окончания учебы я вернулась на родину. Годы учебы во ВГИКе были для меня самыми незабываемыми.
- А как попали в кино?
- Меня не сразу заметили. Всех выпускников моего курса приглашали на разные роли, кроме меня. Обо мне вспомнили через полгода. Режиссер Октай Миргасымов искал актрису на роль главной героини в своем фильме "Хочу понять". Он попросил меня обучить молодую артистку, которую хотел снять.
Когда я с ней занималась, он внимательно следил за мной. Ему все нравилось, поэтому он передумал и решил утвердить меня на эту роль. Тогда меня также пригласили сниматься в новой версии картины "В царстве нефти и миллионов". Обе эти картины являются моими дебютами в кино.
Гамида Омарова
© Sputnik / Murad Orujov
- Какая из ролей - самая любимая?
- Они все мне дороги. Но больше всего мне ближе образ Афаг в ленте "Низами". Мы с ней очень похожи: и по характеру, и по восприятию окружающего мира. Я фактически играла саму себя.
- Правда, что на эту роль вас утвердил сам Гейдар Алиев?
- Режиссер фильма Эльдар Гулиев очень хотел снять турецкую звезду Тюркан Шорай. Она дала свое согласие, но не смогла прилететь в Баку. Тогда на эту роль утвердили ингушскую актрису Тамару Яндиеву. До этого она снималась в фильме Кямиля Рустамбекова "Я еще вернусь".
Гейдар Алиев всегда интересовался кинематографом. Когда он посмотрел уже готовый материал, сказал: "Почему сняли на эту роль артистку другой национальности? В Азербайджане разве нет своих талантов?". Сразу же начали искать новую девушку.
Я тогда была в киностудии, дублировала какой-то фильм. Меня буквально вытащили из дубляжного зала, загримировали и сфотографировали. Мой снимок и нескольких других кандидатов показали Гейдару Алиеву, и он выбрал меня. За это всегда буду ему благодарна.
– Вы до сих пор входите в число самых красивых женщин азербайджанского кино. Поклонник часто вас донимали?
- Я очень закомплексованный, стеснительный человек, хоть и актриса. Вот Евгений Семенович всегда говорил, что актрисы из меня не выйдет. Но на третьем курсе он изменил свое мнение, когда увидел, как я играю.
Поклонники мне в основном писали письма, особенно, когда я вела передачу "Ретро". До сих пор сохранила несколько из них. Они называли меня недосягаемой звездой. Девушки часто ко мне подходили и очень удивлялись, когда узнавали, что я ни с кем не встречаюсь.
- А на съёмочной площадке кто-то из коллег признавался в любви?
- Они все были женаты. Не было такого.
- Как познакомились со своим мужем?
- Он был единственным мужчиной, который не обращал на меня внимания. Это меня зацепило. Мы познакомились совершенно случайно. Я тогда работала в Союзе кинематографистов, а он был сотрудником одного из учреждений. Все время приходил к нам, приносил на подписание разные документы. Я подписывала, а он даже не смотрел мне в лицо. В конце концов я заставила его увидеть меня, и мы поженились.
Гамида Омарова
© Sputnik / Murad Orujov
- Ваш сын не захотел стать актером?
- Я была против. Думала, что он будет программистом. Сейчас вижу, что его тянет к искусству. Актёрские гены все-таки сыграли в этом роль. Он хочет сниматься, но я не хочу. Актёрство – очень сложная профессия. Сидишь и ждешь, когда тебя пригласят.
- А вы сами жалели, что стали актрисой?
- Вначале очень жалела, но теперь нет. Я счастлива и как актриса, и как мать.
- Ваш сын сейчас работает с вами?
- Да, он продюсер моей передачи. Также сам монтирует все ее выпуски.
- Есть сравнить азербайджанский кинематограф тогда и сейчас, много ли отличий?
- Тогда сниматься было интереснее. Это было особое поколение. Все безвозмездно работали. Мы любили кино, и сейчас его любим, но оно уже не то. У нас есть талантливые молодые режиссеры, актеры, но у них нет возможности проявить себя.
- Часто режиссеры приглашают вас в свои проекты?
- Уже девятый год подряд снимаюсь в сериалах, потому что на съемки фильмов меня не приглашают. Если даже снимают картины, я о них не знаю. Хотелось бы, чтобы побольше снимали яркие ленты, давали возможность молодым режиссёрам.
- В свой юбилей, чего бы вы себе пожелали?
- Здоровья. В моем возрасте лишь это можно себе пожелать.
Sputnik Азербайджан выражает благодарность кинотеатру CinemaPlus за организацию съёмок.