Школьные учебники нуждаются в смене контента. Такое мнение высказала глава общественного совета при министерстве образования Азербайджана Гюнель Сафарова, комментируя вопрос актуальности учебных пособий для школ.
Ранее министерство образования АР представило на обсуждение общественности проекты 32 новых изданий для учащихся русского и азербайджанского секторов.
Учебники предназначены для III, VII и X классов. Ознакомиться с каждым из них можно по ссылке.
Замечания и предложения по содержанию учебников предлагается отправить в Минобразования, которое затем обещает учесть полезные рекомендации при издании.
Не по годам сложный контент
Вскоре книги также попадут на обсуждение самого Общественного совета, в который входят педагоги-физики, историки, химики и прочие специалисты, сказала Сафарова: "Мы намерены больше изучить контент учебников, нежели уделять внимание лексическим ошибкам в книгах, потому как, к примеру, преподаваемая в школах география не адаптирована к международным стандартам. То же самое можно сказать об учебнике по физике и других пособиях".
Важнее думать над тем, как лучше и легче преподнести тему ребенку, чем выискивать ошибки в словах, тем более что их можно встретить в учебниках всего мира. Лишь в пособиях по русскому и азербайджанскому языку неверное написание слов считается грубой ошибкой, полагает эксперт.
Нужные или ненужные предметы
Многие родители в Азербайджане придерживаются мнения, что зубрить непосредственно по учебникам такие предметы, как "Музыка", "Технология" и "Изобразительное искусство", не целесообразно. Это - дополнительная нагрузка на и без того загруженных школьников.
Однако Сафарова считает, что подобные предметы, наоборот, расширяют кругозор. Нельзя быть уверенным, что тот или иной ребенок не станет в будущем музыкантом или художником.
"Тогда зачем мы сетуем на то, что наши дети не знакомы с творчеством Людвига Бетховена, или не читают Николая Васильевича Гоголя и Фёдора Достоевского? Например, молодежь не знает, кто такой Фикрет Амиров.
Правда, по предмету "Технология" детей заставляют учить сложные понятия в металлургии, знакомят с частями трактора, которые, возможно, им не понадобятся в дальнейшей жизни. Такие замечания можно сделать и по другим предметам", - говорит глава Общественного совета.
К примеру, математика по форме и подаче намного сложнее, нежели в школах Европы. В Азербайджане предлагают заучивание формул, тогда как можно прийти к решению задачи логическим путем.
Похвала от независимого эксперта
В министерстве образования намерены по итогам общественного обсуждения измененные комплекты учебников подготовить к печати уже для 2022-2023 учебного года.
И впервые за много лет независимый эксперт в сфере образования Кямран Асадов высоко оценил новые пособия. По его мнению, практика публичного обсуждения перед печатью учебников только заслуживает похвалы.
В школах трудятся 150 тыс. педагогов, которые берут в руки новые издания только тогда, когда получают их в библиотеках, но теперь и они могут сделать свои замечания.
"В предыдущие годы в учебниках был допущен ряд ошибок, их, можно сказать, устранили. Иногда содержание книг не соответствовало психологическим особенностям детей, и это приводило к проблемам уже в процессе занятий. Новая практика Минобразования, как минимум, позволит переписать проблемные учебники", - считает эксперт.
Асадов также добавил, что в министерстве намерены изменить шрифт учебников, сделать их удобнее для чтения. Кардинальные изменения сделаны в учебниках по истории Азербайджана для X класса и общей истории для XI класса, которые еще не вынесли на общественное обсуждение.
Новые учебники могут считаться одними из самых лучших в Азербайджане, заключил Асадов.