Станислав Ростоцкий мечтал о кинематографе с раннего детства, когда в пять лет посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". В 14 лет Ростоцкий исполнит небольшую роль в незаконченном "Бежином луге" своего кумира, а в 16 принесет ему свой сценарий.
Эйзенштейн убедил молодого Ростоцкого в том, что стать режиссером можно только получив образование. И будущий лауреат Государственных премий после школы поступил в Московский институт философии и литературы, чтобы потом пойти во ВГИК. Но в планы вмешалась война.
Ростоцкий "сбегает" на фронт, в 1944 году получает тяжелое ранение в сражении под Дубно. С поля боя его вынесла медсестра Анна Чугунова, которой он посвятит "А зори здесь тихие".
XII Московский Международный кинофестиваль. Председатель жюри художественных фильмов, народный артист СССР Станислав Ростоцкий (справа) и режиссер из Республики Индия Басу Бхаттачария
© Sputnik / Владимир Вяткин
После ампутации ноги Ростоцкий в том же 1944 году поступает на режиссерское отделение ВГИКа в мастерскую Григория Козинцева. Мастер высоко оценил режиссерские данные Ростоцкого, но его дипломную работу "Пути-дороги" положат на полку.
Несмотря на это, окончив ВГИКа молодой режиссер получает направление на киностудию им. Горького, где в итоге проработает всю жизнь.
Ростоцкий в 1952 году снимает свой первый фильм "Земля и люди" по сборнику сатирических рассказов Гавриила Троепольского, к творчеству которого он еще раз обратится позже. Картина не стала событием, но кинокритики отметили своеобразный почерк начинающего постановщика.
Станислав Иосифович Ростоцкий, кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1974 г.).
© Sputnik / Галина Кмит
Вторая работа Ростоцкого - "Дело было в Пенькове" - получила широкую известность. Нехитрая история тракториста Матвея Морозова в исполнении Вячеслава Тихонова и его любовные метания пришлись по душе зрителю. В этом фильме также великолепно сыграли Светлана Дружинина и Майя Менглет.
Ростоцкий очень бережно относился к своим актерам и, в частности, к Тихонову, которого приглашал на главные роли в своих следующих фильмах. В картине "Майские звезды" партнерами Тихонова были Николай Крючков, Михаил Пуговкин, Леонид Быков. Фильм получился очень добротным, но славу "Дело было в Пенькове" повторить Ростоцкому не удалось.
В 1959 году режиссер снимает одну из своих лучших картин "На семи ветрах". В этой военной драме Ростоцкий мастерски показывает героическую обыденность войны, раскрывать удивительные характеры героев картины ему помогают блистательные актеры Вячеслав Тихонов, Лариса Лужина, Вячеслав Невинный, Леонид Быков, Светлана Дружинина.
Народный артист СССР кинорежиссер Станислав Ростоцкий (слева) беседует с заслуженной артисткой РСФСР Еленой Драпеко (справа)
© Sputnik / Юрий Иванов
В середине 60-х на экранах с громадным успехом шла лермонтовская дилогия Ростоцкого "Герой нашего времени". Роль Печорина, режиссер доверил Владимиру Ивашову известному по роли Алеши в знаменитой ленте Григория Чухрая "Баллада о солдате".
"Доживём до понедельника" был снят Станиславом Ростоцким в 1968 году. Картина посвящена проблемам средней школы, взаимоотношениям учеников между собой и с учителями. Режиссер на главную роль историка Мельникова вновь пригласил Вячеслава Тихонова. Зрителю полюбились молодая Ирина Печерникова, совсем юные Ольга Остроумова и Игорь Старыгин. Это был единственный фильм, где Ростоцкий снял свою супругу Нину Меньшикову в роли Светланы Михайловны. Картина получила главный приз Московского международного кинофестиваля и Государственную премию СССР.
Далее последовал фильм "…А зори здесь тихие": история как старшина Васков и пять молодых девчушек остановили намного превосходящую их численность немецкую диверсионную группу. Картина получила множество премий на различных кинофестивалях, Государственную премию СССР и премию Ленинского комсомола. Была номинирована на "Оскар" в 1973 году, как лучший иностранный фильм. Но не смогла обойти ленту одного из столпов мировой кинорежиссуры Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии".
Делегаты V съезда кинематографистов СССР (слева направо): кинорежиссер, народный артист СССР Станислав Ростоцкий, народная артистка Туркменской ССР Маягозель Аймедова и народная артистка РСФСР Нина Меньшикова
© Sputnik / Галина Кмит
Свой восьмой фильм "Белый Бим Черное ухо" Станислав Ростоцкий снимает в 1977 году. Эта экранизация одноименного произведения Гавриила Троепольского. История о собаке, которая верит людям и встречается с человеческой жестокостью и подлостью. В главной роли хозяина сеттера Бима снялся Вячеслав Тихонов. Это была шестая его совместная работа с Ростоцким, и за эту роль актер получил Ленинскую премию.
В 1978 году этот фильм был признан по версии журнала "Советский экран" лучшей картиной года. Лента была также номинирована на "Оскар" в 1979 году, но предпочтение было дано авторскому фильму Бертрана Блие "Приготовьте ваши носовые платки".
Ростоцкий в 1980 году снимает фильм про события 1812 года "Эскадрон гусар летучих". Главный герой картины герой-партизан Денис Давыдов, образ которого на экране блистательно создал сын режиссера Андрей Ростоцкий.
После режиссер снял еще два фильма: в 1985 "И на камнях растут деревья", а в 1989 "Из жизни "Федора Кузькина".
Режиссер кинокартины «И на камнях растут деревья» Станислав Ростоцкий получает награду за вклад в развитие исторического фильма
© Sputnik / Галина Кмит
Станислав Иосифович писал сценарии, занимался педагогикой, а когда его просили вернуться в кино, он наотрез отказывался: говорил, что состояние нынешнего кино ввергает его в ужас.
Ростоцкого все чаще начали мучать болезни, о которых он не любил говорить. Даже после ампутации ноги ходил на протезе и никогда не пользовался тростью. Он жил полной грудью, и даже ощущая боль в сердце, все равно сам сел за руль своей машины. Когда его схватил удар, он успел свернуть на обочину и остановить машину. Вызванная "Скорая помощь" ничем помочь не смогла. Так, 10 августа 2001 года перестало биться сердце классика советского кинематографа, Станислава Иосифовича Ростоцкого, творчеством которого будут восхищаться еще многие поколения любителей кино.