Родился Ефим Копелян, 12 апреля 1912 года в еврейской семье, в небольшом белорусском городке Речица. В юности он оказывается в городе на Неве, где начинает учиться на архитектурном факультете Академии художеств в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Однако его увлечение театром все же взяло вверх. Он поступает в театральную студию Большого драматического театра (БДТ), а в 1935 году окончив его, становится актером труппы легендарного театра, где прослужил до конца своей жизни.
Копелян быстро достиг известности в театральных кругах, но расцвет его сценической деятельности приходится на то время, когда руководство БДТ принял на себя величайший театральный режиссер Георгий Товстоногов.
Товстоногов задействовал Копеляна почти во всех премьерах театра. Он играл в главных ролях почти во всех постановках мэтра. Это были пьесы зарубежных авторов, русской классики, а также советских драматургов.
Некоторые из них были сняты для телевидения и должен сказать, что мощь актерской игры Копеляна на сцене потрясала. Мне посчастливилось видеть Копеляна в роли Вустера в шекспировской пьесе "Король Генрих IV" и в зажигательной комедии грузинского драматурга А.Цагарели "Ханума", где он играл Микича. В этой же изумительной постановке блистала его супруга Людмила Макарова, которая исполняла роль Ханумы.
Копелян на сцене, это было что-то невероятное! Он обладал потрясающей энергетикой, которая незамедлительно передавалась в зрительный зал, заставляя с замиранием сердца следить за каждым движением и словом этого великого актера. Посмотреть Копеляна на сцене приезжали не только из союзных республик или глубинок России, но и из избалованной театральными шедеврами Москвы.
Народный артист РСФСР, актер Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького Ефим Копелян (1912-1975) в спектакле А. П. Чехова "Три сестры".
© Sputnik / Целик
Кинокарьера его началась в 1932 году, но свое развитие получила в послевоенное время. Он играл маленькие роли, но запоминающиеся. Можно назвать такие его работы раннего периода, как буровой мастер Джафар в "Старике Хоттабыче", казачий есаул в первой версии "Хождения по мукам", Филимонов в "Всё остается людям".
Копелян виртуозно играет роль казацкого атамана Бурнаша в "Неуловимых мстителях", а затем и в его сиквелах. Актер создал колоритный образ ярого врага Советской власти и должен отметить, что вместе с четверкой юных исполнителей и Борисом Сичкиным, именно игра Ефима Копеляна принесли зрительский успех этой ленте.
А потом последовал фашистский комендант Каспар в фильме Алексей Салтыкова "Бабье царство", где он был удивительно достоверен, создавая очередной отрицательный образ.
Следом, последовала лента Семёна Туманова "Николай Бауман", где Копелян неподражаемо создал образ великого мецената Саввы Морозова. По моему убеждению, эта его роль была одной из самой лучшей в его кинокарьере. В этом фильме в роли Баумана появился молодой Игорь Ледогоров, и во многом благодаря тому, что он играл в дуэте в великим Копеляном, его дебют удался.
Нельзя забыть его такие роли, как Филипп в "Интервенции" Геннадия Полоки, Бобруйский-Думбадзе в "Опасных гастролях" Георгия Юнгвальда-Хилькевича, генерала КГБ Сергеева в "Ошибке резидента" и в "Судьбе резидента" Венеамина Дормана, полковника Нотара в "Свеаборге" Сергея Колосова, Елисея Каргина в "Даурия" Виктора Трегубовича, Менжинского в "Крахе" Владимира Чеботарева, Гастона Лектера в "Крахе инженера Гарина" Леонида Квинихидзе.
Вместе с этим он блистательно справляется со своими ролями в экранизациях русской классики, играя Свидригайлова в "Преступлении и наказании" Льва Кулиджанова, Евгения Дорна в экранизации Юлия Карасика чеховской "Чайки", Василия Достигаева в "Егор Булычов и другие" Сергея Соловьева.
Кадр из кинофильма "Чайка" по одноименной пьесе А.П.Чехова. 1970 г. Киностудия "Мосфильм". Режиссер Юлий Карасик. В роли Маши - артистка Валентина Теличкина, в роли Дорна - артист Ефим Копелян.
© Sputnik / В. Уваров
Актерский диапазон Ефима Копеляна был неимоверно широк. Мы все помним его выдающуюся роль Михайло Лукича Кафтанова в многосерийном телефильме режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Вечный зов". Играя там богатея из российской глубинки, жестокого и циничного Кафтанова, Копелян почти одновременно с этим снимался в легкой комедии "Соломенная шляпка" режиссера Леонида Квинихидзе, создав гротесковый образ обманутого мужа.
Ну и безусловно, говоря о Копеляне, нельзя не отметить его великолепную работу в знаменитом многосерийном фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". В этой картине, Копелян читает закадровый текст, но как это он делает! Голос актера сопровождает нас в течение всей картины. Смею утверждать, что Копелян, его незабываемый голос и передаваемая харизма, сделали очень многое для оглушающего успеха картины Лиозновой.
Ефим Копелян продолжал работать, как в кино, так и в театре, но с каждым годом ему становилось все труднее это делать. У актера было слабое сердце, которое он не жалел на сцене, и на съемочной площадке. 6 марта 1975 года, на 63-м году жизни великого актера настиг инфаркт. Ефим Захарович Копелян ушел в вечность, оставив нам множество своих актерских шедевров.