БАКУ, 12 апр - Sputnik. Грузопотоки на фоне текущей геополитической ситуации переориентированы с западного на восточное направление, а часть грузов - на южное, через коридор "Север-Юг", Транскаспийские маршруты, территории Азербайджана и Казахстана. Об этом заявил во вторник первый заместитель гендиректора ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Сергей Павлов.
"Сейчас грузы поворачиваются с Запада на Восток. Восточное направление всегда было загружено, еще и в прошлые года. Уже сейчас мы видим, что грузы и грузоотправители разворачивали свои поставки не просто с Запада на Восток, но и на Юг через коридор "Север-Юг", через Транскаспийские маршруты, через Казахстан, Азербайджан. И это тоже новый вызов, мы к этому готовы", - сказал он.
Павлов также отметил, что РЖД в этом году заканчивает проектирование и развитие погранперехода с Азербайджаном в городе Дербент.
С чем связан рост перевозок через Азербайджан
Экономист Александр Караваев пояснил в беседе со Sputnik Азербайджан причины роста железнодорожных перевозок из России в Азербайджан и транзитом - через АР в Турцию и Иран.
По его словам, увеличение импорта из России связано с такими факторами, как начало функционирования "Зеленого коридора" на таможенных переходах Россия-Азербайджан.
Росту грузопотока способствовало также изменение транспортно-логистических схем в связи с бойкотом РФ основных морских перевозчиков. РЖД ведет поиск новых маршрутов для своих отправителей, считает Караваев.
Другим фактором, по его мнению, является️ рост закупок российского продовольствия и топлива со стороны Азербайджана и Ирана. В частности, в начале марта из Башкирии в Азербайджан поставлено 14 тонн индейки, растут поставки кондитерской продукции.
"Это также связано с ростом спроса на поставки российской нефти с дисконтом, лесоматериалов, металлопроката, арматуры и профильной продукции в связи с их избытком на складах в РФ в результате западных санкций", - сказал Караваев.
Кроме того, увеличению грузопотока способствует рост обратных поставок в РФ через территорию Азербайджана, помимо собственно азербайджанских грузов. В частности, АЖД в январе - феврале 2022 года перевезла транзитом из Ирана в РФ 23,378 тысячи тонн сельхозпродукции в 500 вагонах. Это треть всего потока 2021 года всего за два месяца, отметил Караваев.
"Зеленый коридор" и "Агроэкспресс" - стимул для увеличения грузопотока
Для координации работ таможенных органов Азербайджана и России и ускорения логистической кооперации, Баку и Москва анонсировали в середине марта проект "Зеленого коридора". Проект по организации упрощенного таможенного коридора для участников внешнеэкономической деятельности поможет реализации беспрепятственного и ускоренного движения товаров в Россию и Азербайджан.
Так, внедрение "Зеленого коридора" между РФ и Азербайджаном, кроме увеличения товарооборота и торговой кооперации двух стран, способствует также развитию международного проекта "Север-Юг".
Другим проектом по увеличению грузоперевозок между Россией и Азербайджаном стал "Агроэкспресс", который призван поставлять плодоовощную продукцию азербайджанского производства в РФ по железной дороге в ускоренном порядке. В рамках проекта уже отправлены два поезда - второй поезд был отправлен в феврале и состоял из 20 вагонов.