Сербия потребовала у Североатлантического альянса информацию об инциденте 6 апреля с многоцелевым истребителем типа Eurofighter и пассажирским авиалайнером компании Air Serbia, выполнявшим рейс из Белграда в Москву.
Истребитель, предположительно, сил НАТО вошел в воздушное пространство РФ, используя гражданский самолет как прикрытие. И этим создал ряд серьезных угроз пассажирам рейса Air Serbia, безопасности Латвии и России, а также предпосылку для вооруженного конфликта РФ и НАТО в Балтийском регионе.
Президент Сербии Александр Вучич задает неудобные вопросы Брюсселю: "Кто это и какими истребителями угрожает гражданской авиации и пассажирам в рейсе? Может быть, случайность, пусть тогда скажут, у нас есть точные координаты, где этот самолет появился".
Тревога сербского лидера вполне обоснована – угрозы и сигналы о минировании авиарейсов Air Serbia из Белграда в Москву и Санкт-Петербург поступают почти ежедневно. Возможно, кому-то в НАТО очень не хватает сбитого над Россией сербского авиалайнера – для развития инициативы на украинском направлении.
Вскоре после пересечения латвийско-российской границы служба контроля полета предупредила экипаж Air Serbia об угрозе, и пилоты гражданского самолета визуально идентифицировали истребитель альянса, который летел примерно на 700 метров ниже.
Полагаю, российские расчеты ПВО также отлично видели нарушителя на радарах, но не могли поразить цель из-за близости сербского авиалайнера, который доминировал в электромагнитном и тепловом спектре. Головки самонаведения зенитных ракет выбирают наиболее крупный объект.
В составе миссии НАТО воздушное пространство стран Балтии в апреле патрулируют испанские истребители, известные тем, что ранее в полете по ошибке запустили боевую ракету AMRAAM над Эстонией, которая едва не сбила французский военный самолет. Плановая провокация, профессиональная небрежность или весеннее обострение "летчиков-тореадоров" 6 апреля могли дорого обойтись альянсу.
Тактика "живого щита"
Прикрытие ударных самолетов гражданскими бортами, а боевых подразделений – мирными людьми это давно отработанная тактика Пентагона, НАТО и других партнеров. Так, "живой щит" широко используют украинские войска.
Примеров немало. Два пассажирских самолета в зоне поражения зенитных средств сирийской ПВО "прикрыли собой", помешали отразить атаку четырех израильских F-16 в октябре 2021 года. Тогда ВВС Израиля вошли в сирийское воздушное пространство в провинции Хомс и нанесли ракетный удар по фосфатному заводу в районе Пальмиры.
Впрочем, есть версия, что целью было подставить под удар гражданский самолет рейса Дубай – Бейрут, с гарантированным обострением отношений сирийцев с аравийцами и ливанцами.
Ранее израильские летчики нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия, прикрываясь российским самолетом Ил-20, и этим подставили его под огонь средств ПВО. Эффективная отражающая поверхность Ил-20 значительно больше, чем у F-16, поэтому самолет был поражен ракетой ЗРК С-200 Сирии, погибли 15 российских военнослужащих.
Как бы то ни было, истребитель НАТО не имеет права летать по пассажирским трассам (выше и ниже), нарушая режим использования воздушного пространства, разделенное на зоны для гражданской и военной авиации. Опасное сближение в воздухе боевых и пассажирских самолетов рассматривается как серьезный инцидент. Претензии предъявляются стране, которую представляет истребитель.
Вероятная цель апрельского "трансграничного эксперимента" натовского Eurofighter – отработка технологии прорыва эшелонированной ПВО России, создание "коридора" для уничтожения стратегических объектов в глубине территории страны. Именно для этого истребители разных стран НАТО годами скрытно "патрулируют" Прибалтику на высоте около 150 метров. Для этого в компактной Прибалтике недавно открыли третью крупную авиабазу – Лиелварде – на удалении 170 км от границ РФ и Беларуси.
Что можно противопоставить попыткам скрытного проникновения ВВС альянса в воздушное пространство России? Встреча у границы каждого гражданского борта дежурными силами ВКС России гипотетически возможна, но ведь это десятки, если не сотни рейсов в сутки. Возможно, истребители альянса видят здесь "лазейку" для прорыва. Тем более что малозаметная для радаров конструкция упомянутого истребителя Eurofighter на 50% состоит из углепластика и стеклопластика, а 70% поверхности покрыты радиопоглощающими материалами. Типовой состав вооружения – 4 управляемые ракеты AIM-120 AMRAAM средней дальности (до 160 км), боевой радиус – более 1000 км, боевая нагрузка – 6,5 тонны.
Аналитики Британского института стратегических исследований (IISS, Лондон) на вопрос стратегов альянса о возможности прорыва силами альянса ПВО России для нанесения ракетно-бомбового удара в глубине территории ответили: "Ресурсов НАТО не хватит для прорыва российской защиты, даже если сосредоточить для этого все силы на одном каком-либо участке". Для понимания, "Бурю в пустыне" начинали (уничтожали ПВО Ирака) более 4000 самолетов альянса, Югославию в 1999 году "утюжили" около 1000 ударных самолетов, и даже архаичную ПВО Ливии месяцами подавляли более 300 самолетов США и НАТО.
В ходе специальной военной операции на Украине летчики и подразделения ПВО России в невиданном за всю военную историю темпе – за два дня – уничтожили сотни самолетов ВСУ. Скрытная дерзость истребительной авиации альянса вблизи российских границ технологически не оправдана и чревата открытой эскалацией, к которой партнеры пока не готовы.