БАКУ, 25 мар — Sputnik. В СССР было достаточно много актрис, которые блистали в ролях своих современниц, и при этом очень убедительно выглядели в исторических картинах, в так называемых "костюмных" кинолентах. Анастасия Вертинская, Людмила Савельева, Ирина Скобцева, Маргарита Терехова – эти актрисы служили эталоном умения соответствовать той исторической эпохе, о которой снимался фильм, и всегда носили одеяния того или иного времени с большим шиком и достоинством.
Многие зрители довольно часто, видя ту или иную актрису в исторической роли и наблюдая с каким аристократическим изыском она смотрится на экране, предполагали, что артистка скорее всего из дворянского рода и именно благодаря этому так убедительна на экране. В некоторых случаях они были правы, но в основном всё же ошибались. Умение носить одеяния, соответствующее моде той или иной эпохи, и аристократические манеры достигших на этом поприще успехов актрис были вызваны не столько дворянскими генами, сколько блистательным талантом, незаурядной внешностью и статью, которыми их наделила природа.
Одной из таких актрис советского и российского кинематографа является очаровательная Тамара Васильевна Акулова, которая сегодня отмечает 65-летие.
При том, что эта красавица-актриса получила широкую популярность благодаря блистательно сыгранным ролям аристократических особ, Акулова из рода потомственных крестьян. Однако, по её собственному признанию, она внешне похожа на мать, которая была потрясающе красивой женщиной из крестьянского села Новая Усмань Воронежской области. Военные пути привели туда во время Второй мировой войны отца Тамары. Офицеру-сибиряку настолько понравилась красивая крестьянка, что после войны он вернулся в это село и женился на ней.
В 1957 году появилась на свет Тамара. Но отца своего девочка потеряла рано. Даже оставшись с двумя детьми на руках, красивая вдова приковывала к себе мужские взгляды, и через некоторое время вновь вышла замуж. Отчим, по признанию самой актрисы, был прекрасным человеком и любил детей жены как собственных.
Тамара с самого раннего детства любила лицедействовать и даже была инициатором дворовых театральных постановок. Её увлечение видели и родители, однако, после окончания школы они все же посоветовали Тамаре выбрать более осязаемую профессию. Девушка поступила в Воронежский институт пищевой промышленности, но проучившись там год, поняла, что это не её стезя и ушла из института.
Тамара Акулова (слева) в роли Элен Гленарван, Николай Еременко (в центре) в роли Лорда Гленарвана и Марина Струтинская (справа) в роли Мэри Грант в фильме "В поисках капитана Гранта" режиссера Станислава Говорухина.
© Sputnik
Будучи по натуре очень упорной и целеустремленной, девушка решила поступать не в какой-то провинциальный театральный вуз, а поехала в Москву и подала документы в престижнейший ВГИК. В то время свой курс набирал великий Сергей Фёдорович Бондарчук. Конкурс - 380 человек на место. Бондарчук отобрал всего девять человек, и в их числе была воронежская красавица Тамара Акулова.
Это уже был успех. Тамара впитывала в себя все, как губка, от педагогов и в первую очередь от своего великого мастера Сергея Бондарчука. Акулова всегда очень тепло отзывалась о мэтре, говоря, что Сергей Федорович научил очень многому и был очень внимателен к своим студентам.
Дебютировала в кино Тамара еще студенткой: она снялась в маленькой роли в фильме выдающегося режиссера Андрея Смирнова "Верой и правдой". Ну а первую главную роль она получила тотчас после окончания ВГИКа. Режиссер Николай Александрович предложил ей роль медсестры Маши в своем музыкальном фильме "Бедная Маша".
Не сказать, что картина была очень популярной, но Акулова прекрасно справилась со своей ролью и благодаря этому привлекла внимание как кинокритиков, так и режиссеров. И вот на следующий год после "Бедной Маши", в 1982 году, режиссер Сергей Тарасов приглашает её на главную роль в своей новой картине.
Тарасов известен, тем, что в 1975 году снял мегапопулярный фильм "Стрелы Робин Гуда" с Борисом Хмельницким в главной роли. Сейчас же он задумал снять "Балладу о доблестном рыцаре Айвенго". Эта лента была как бы продолжением "Стрел Робин Гуда", где Тарасов продолжал на экране раскрывать зрителям средневековую Англию.
Режиссер подобрал великолепный актерский ансамбль: в картине снялись многие артисты из "Стрел Робин Гуда", было также много новых лиц. А на главную женскую роль леди Ровены постановщик пригласил недавнюю выпускницу ВГИКа Тамару Акулову. Фильм этот получил невероятную популярность: свою роль сыграли и великолепные баллады Владимира Семеновича Высоцкого, которые он когда-то написал для "Стрел Робин Гуда". Те, которые тогда не вошли в фильм, Тарасов органично ввел в свою новую картину.
Тамара Акулова так потрясающе и достоверно сыграла леди Ровену, что после этого фильма многие не сомневались, что актриса своими корнями - дворянка. Вот как убедительно и талантливо смогла крестьянка из российской глубинки создать очаровательный образ представительницы высшей английской аристократии.
После этого фильма режиссеры наперебой приглашают Акулову в свои картины. Но она, прошедшая школу гениального Сергея Бондарчука, очень вдумчиво рассматривает эти предложения и от многих отказывается. Из её фильмов восьмидесятых годов надо отметить роль Али в фильме "Кто стучится в дверь ко мне?" Николая Скуйбина, Леночки в "Трое на шоссе" Анатолия Бобровского, Греты Лист в "Европейской истории" Игоря Гостева, мамы Алеши в лирической комедии Наума Бирмана "Воскресный папа", Ольги в картине Вениамина Дормана "Разорванный круг".
Тамара Акулова
© Sputnik / Галина Кмит
Сыгранные в этих картинах актрисой роли указывали на то, что Акулова является прекрасной разнохарактерной актрисой и великолепно себя чувствует во всех кинематографических жанрах.
Однако, одну её роль эпохи восьмидесятых годов хочется отметить особо - леди Элен Гленарван в восхитительной версии великого Станислава Говорухина вечного романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Многосерийный телевизионный фильм назывался "В поисках капитана Гранта" и принес его создателям заслуженный громкий успех.
В фильме были заняты великолепные актеры, лорда Гленарвана играл бесподобный Николай Еременко-младший, образ Паганеля создал Лембит Ульфсак, Владимир Гостюхин сыграл майора Мак-Наббса, а Олег Штефанко капитана Джона Мангла. В картине были заняты Борис Хмельницкий, Александр Абдулов, Марина Влади, Анатолий Рудаков, Владимир Смирнов.
Тем временем, личная жизнь актрисы окончательно устроилась в середине восьмидесятых. Если её первый ранний брак с режиссером Юрием Шерлингом быстро распался, несмотря на общую дочь Анну, то второй брак актрисы прочен по сей день. Во время кинофестиваля в Ташкенте Акулова познакомилась с выдающимся советским и узбекским режиссёром Эльёром Ишмухамедовым. Старшее поколение поклонников кинематографа знают этого режиссера как автора знаменитых узбекских лент "Нежность" и "Влюбленные". Вскоре после знакомства молодые поженились. У пары есть сын Дмитрий Ишмухамедов.
Во времена лихих 90-х годов, Акулова, как и многие деятели кинематографа, осталась без работы. Иногда снималась в эпизодах, но в основном занималась педагогикой, озвучкой фильмов и воспитывала сына.
Но вскоре положение изменилось. В начале нового века Ишмухамедов начинает снимать сериал "Наследницы". Акулова сыграла одну из главных героинь – Сашу Иваницкую. Роль оказалась удачной, актриса начала получать приглашения сниматься. Из её работ последнего периода можно отметить Ольгу в "Ангеле на дорогах", Людмилу в "Третьем небе", Анну в "Невесте", Любовь Темникову в "После тебя". Запомнилась актриса также в роли Марии в военной драме "О тебе" и в образе Лидии Беловой в детективном сериале "МУР".
Тамара Акулова продолжает активно работать, и надеемся, что она еще сыграет роли, которые по своему значению будут соответствовать её прежним работам. Но пока, произнося имя Тамары Акуловой, перед глазами встают два аристократических образа – леди Ровены и леди Гленарван.