Детские впечатления навсегда откладываются в человеческой памяти. Это не только бытовые жизненные ситуации, которые в нежном возрасте воспринимаются в познавательном плане, но и первые встречи начинающих свой жизненный путь маленьких людей с искусством.
Актеры Николай Волков (справа) в роли Хоттабыча и Алексей Литвинов в роли Вольки в фильме "Старик Хоттабыч" (режиссер Геннадий Казанский).
© Sputnik / Владимир Поляков
Музыка, театральные спектакли, киноленты, увиденные нами в детском возрасте, оказывали на нас очень сильное воздействие и удерживаются в памяти до самых почтенных лет. Возьму на себя смелость указать, что детское восприятие все же больше всего воспринимает кинематографическую продукцию. Вначале это были великолепные анимационные фильмы, а далее полнометражные фильмы, рассчитанные на детскую аудиторию.
Надо отдать должное советскому кинематографу, в котором очень большое внимание уделялось подрастающему поколению. Не только старшие поколения, но и нынешние до сих пор в восторге от советских мультипликационных фильмов.
Снятые на высочайшем профессиональном уровне, они воспитывали в детях доброту, отзывчивость, уважительное отношение к традиционным человеческим ценностям.
Да и к производству художественных картин для детей привлекались самые выдающиеся режиссеры, операторы, композиторы, художники. Даже во время Второй мировой войны детская аудитория считалась одной из важнейших, и фильмы, рассчитанные в первую очередь на эту возрастную категорию, продолжали выпускаться.
Они были сняты на таком высоком профессиональном уровне, что и после войны продолжали многие годы восхищать детей на всей территории огромной страны. Здесь надо отметить, что такие картины приводили в восторг не только детей, но и взрослую аудиторию.
Одним из таких фильмов был снятый великим советским кинорежиссером Яковом Протазановым в Ташкентской киностудии в 1943 году "Насреддин в Бухаре". Он был создан по мотивам народных восточных сказаний о Ходже Насреддине и по роману Леонида Соловьева "Возмутитель спокойствия".
Генерал Каханов - актер Николай Волков. Анна Цаликова - актриса Лия Элиава. Кадр из фильма "Сын Иристона". Режиссер Владимир Чеботарев. Кинокомпания Ленфильм. 1960 год.
© Sputnik
Картина получилась превосходной, и даже в наше время при редких показах по телевидению приковывает внимание. Конечно же, основная заслуга в этом постановщика Протазанова – человека, который стоял у истоков создания российского кино ещё в дореволюционное время, но и в советский период создал много популярнейших кинолент.
Однако вместе с тем, безусловно, многое для успеха ленты сделал подобранный им великолепный актёрский ансамбль. К съёмкам были привлечены известные актеры того времени. Насреддина играл популярнейший Лев Свердлин, в фильме были заняты также Василий Зайчиков, Эммануил Геллер, Константин Михайлов.
Кто видел этот фильм, согласятся со мной, что одним из самых смешных персонажей этой зажигательной комедии был мудрец Гуссейн Гуслия. Общение Насреддина с этим персонажем вызывало гомерический хохот в зале и во многом - благодаря великолепному актеру Николаю Николаевичу Волкову, с блеском создавшего образ Гуссейна Гуслия.
Он настолько великолепно воссоздал этот персонаж, что уже в шестидесятые годы прошлого столетия, мы, детвора тех лет, бросив все шалости, чинно садились напротив телевизора и вскоре хохотали до слез. А ведь образ Гуссейна Гуслия был не последним сказочным персонажем в фильмографии этого актера. Впрочем, обо всем по порядку…
Родился актер 120 лет тому назад, в Обояни, в Курской губернии, в дворянской семье. Настоящая фамилия актера Агуров. Его отец уроженец Баку, но по делам службы в то время находился в Курской губернии. Вскоре он возвращается на родину и в Баку получает должность начальника канцелярии министерства финансов Азербайджанской Демократической Республики.
Два брата Агуровых окончили Бакинскую театральную студию и когда начали свою театральную карьеру, решили, что кто-то из них должен взять псевдоним. Это сделал Николай, который стал начинателем актерской династии Волковых. Актер поменял много театров, пока в 1933 году не обосновался прочно в Одесском русском драматическом театре.
Во время войны, когда коллективы многих театров эвакуировались, Николай Волков оказался в Ташкенте, на киностудии которой и снялся в роли Гуссейназ Гуслия в фильме "Насреддин в Бухаре". После войны Волков продолжает работать в театре, время от времени снимается в кино, но эти роли не получают достаточной известности.
В 1956 году режиссер Геннадий Казанский начинает снимать фильм "Старик Хоттабыч" о приключениях сказочного джина Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба в современности. Лента снималась по мотивам одноименной повести Лазаря Лагина.
Подготовка к фильму была закончена, но только никак не могли подобрать актера на главную роль. Однако тут кто-то из ассистентов режиссера вспомнил про актера, блистательно сыгравшего Гуссейна Гуслия в "Насреддин в Бухаре".
Казанский немедленно утверждает Николая Волкова на роль Хоттабыча, и актер полностью оправдывает все надежды постановщика. Он феерично сыграл всемогущего волшебника и одновременно трогательно наивного старика, и одной этой ролью завоевал любовь миллионов поклонников кино независимо от возраста.
Кто видел этот фильм, согласится со мной, что хотя как юные, так и взрослые актеры в этой картине играли превосходно, но без всякого сомнения, успех ленты первым делом объясняется блистательной игрой Волкова.
После того, как актер благодаря Хоттабычу получил оглушительную известность, Волкова начали наперебой приглашать сниматься. Приглашений было настолько много, что актер должен был выбирать между театром и кино.
Волков выбрал кино и не ошибся: у него никогда не была простоя, и он сыграл в большом количестве фильмов. Порою актер снимался в пяти-шести картинах за год. Да, это были в основном эпизоды и роли второго плана, но Волков в них был настолько убедителен, что всегда запоминался зрителям.
Волков играет отца Володи в первой версии "Зеленого фургона", Ивана Ивановича в "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", художника Мукомолова в "Тишине", сказочника Эгля в "Алых парусах", педагога Симбирцева в "Грешном ангеле", кубинца-рыбака в "Чёрной чайке".
Помните торгового агента в "Полосатом рейсе", который приводит героя Евгения Леонова к кораблю? Совсем маленькая роль, но запомнилась - и это Волков. В фильме "Двадцать шесть бакинских комиссаров" актер с бакинскими корнями играет английского генерала Денстервиля, в "Начальнике Чукотки" - мистера Стэнсона, в "Шестое июля" - немецкого посла Мирбаха.
Актер прожил долгую жизнь и оставил после себя обширную фильмографию. Его сын, Николай Волков-младший, также был актером. Широкому зрителю он известен ролью радиста Эрвина в "Семнадцати мгновениях весны". Но Волков-младший был выдающимся театральным актером, любимым воспитанником великого советского режиссера Анатолия Эфроса.
Мягкая актерская манера, сдержанность, умение играть как романтиков, мечтателей, так и холеных, импозантных персонажей, делали Николая Волкова-старшего одним из самых востребованных актеров советского кино.
Он мог в самой маленькой роли без излишнего пафоса показать всю значимость своего персонажа, что всегда привлекало к нему режиссеров.
Однако, без всякого сомнения, Николай Николаевич Волков-старший остался в истории советского кино и в памяти миллионов зрителей первым делом благодаря искрометному исполнению роли Старика Хоттабыча.