БАКУ, 21 мар — Sputnik. В шестидесятые годы прошлого века в мире все еще были очень популярны музыкальные фильмы. Правда, киноленты, снятые в те времена, заметно отличались от довоенной аналогичной кинопродукции, но тем не менее все ещё пользовались широким интересом у публики.
В 1964 году на престижнейшем Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь" получила музыкальная мелодрама режиссёра Жака Деми, с музыкой Мишеля Леграна "Шербурские зонтики". Немалая заслуга в этом принадлежала исполнительнице главной роли Женевьевы, юной и очаровательной Катрин Денёв, которая после этого триумфа стала одной из самых востребованных актрис мирового кинематографа.
Картина Жака Деми не была кинодебютом для Катрин, она годом ранее снялась в роли Жюстины в фильме "Порок и добродетель" известного режиссера и ловеласа Роже Вадим. Этот французский постановщик имел русские корни (настоящее имя Вадим Племянников) и был известен не только своими картинами, но и тем, что открыл для большого кинематографа таких будущих кинодив, как Брижит Бардо, Катрин Денёв и Джейн Фонда, каждая из которых в определённое время была его музой. Так вот, после картины Вадима Денёв пригласил Деми в свою картину и не ошибся. Юная актриса показала удивительные способности и прекрасно передала внутренние переживания своей героини.
Поле такого триумфа Катрин почти сравнялась по популярности со своей сестрой Франсуазой Дорлеак, которая была старше её на полтора года и уже в юные годы была довольно известной фигурой в мире кино. Катрин Денёв прожила большую жизнь и огромную её часть отдала и продолжает отдавать кино, а её старшей сестре, если бы та не ушла из жизни в самом расцвете жизни и таланта, сегодня исполнилось бы 80 лет.
Франсуаза была старшей из трёх дочерей своих родителей-актеров. По признанию Катрин Денёв, то, что их родители были актеры, вовсе не указывало на то, что их семья принадлежала к богеме. Скорее, наоборот. В семье Дорлеак была жесткая дисциплина, однако, девочки находили возможность для более или менее свободного образа жизни. Франсуаза, в отличие от Катрин, с самого раннего детства мечтала стать актрисой. Они делили одну комнату на двоих и в такой ситуации очень чётко бросались в глаза их различия. Да, они были весьма похожи внешне, но в остальном…
Франсуаза была непоседой, непослушной и очень живой, а Катрин предпочитала оставаться в тени старшей сестры, но тем не менее незаметно от родителей добиваться желаемых для себя целей. Все недовольства четы Дорлеак получала Франсуаза, хотя поведение Катрин оставляло желать лучшего. Но Франсуаза была для Катрин "щитом" от реакции родителей, а старшая сестра против этого не возражала.
Несмотря на то, что Франсуаза была своенравной и независимой, тем не менее она не пила спиртного и не курила, была равнодушна к кулинарным изыскам. А вот Катрин вовсю дымила, любила выпить и вкусно поесть. Если Франсуаза с детства мечтала стать актрисой, то Катрин без определенных увлечений просто шла по течению жизни. В том, что Катрин стала актрисой, большую роль сыграл Роже Вадим, которого она покорила своей скульптурной внешностью.
А вот Франсуаза была обладательницей нестандартной красоты: острые черты лица, которые оттеняли роскошные каштановые волосы, то вольно распущенные, то небрежно собранные стали эталоном шестидесятых годов. Независимый характер Франсуазы послужил причиной того, что девушку отчислили в 15 лет из лицея. Но она в 1957 году поступила в Консерваторию драматического искусства, и там отдали должное талантам Франсуазы.
Скоро она начинает сниматься. Дебютировав в 1957 году в короткометражной ленте "Ложь", она через три года снимается у режиссера Эвре Бромберже в картине "Волки в овчарне". Франсуаза разбудила в сестре Катрин интерес к кинематографу, особенно после того, как снялась в фильме у Филиппа де Брока в нашумевшей картине "Человек из Рио". Ее партнером по картине был бесподобный Жан-Поль Бельмондо. Франсуаза Дорлеак, несмотря на молодость, становится известной фигурой в кино, и Катрин для того, чтобы их не путали, снимается под фамилией матери - Денёв.
Особенное место в творчестве Дорлеак занимают такие режиссеры, как Франсуа Трюффо и Роман Полански. После фильма Трюффо "Нежная кожа" в 1964 году Франсуаза стала объектом подражания для девушек шестидесятых годов. Фильм этот пользовался популярностью у зрителей, но на удивление холодно был встречен критикой. А на Каннском кинофестиваля "Нежная кожа" проиграла "Шербурским зонтикам", что на мой взгляд говорило о том, что экспертное сообщество французского кинематографа ещё не отошло от шаблонного восприятия прошлых лет. Фильм Трюффо несколько опередил своё время. Но Франсуаза остро переживала неудачу. Скрашивало её досаду только тот факт, что фильм с участием её сестры стал победителем в Каннах.
В то время очень много рассуждали о том, кто из сестер талантливее. Если судить только о фильмах тех лет, то преимущество, на мой личный взгляд, на стороне Франсуазы. В игре Денёв того периода чувствуется робость и некоторая скованность, а при отсутствии этого на передний план выступала статуарная красота Катрин.
А Франсуаза в каждой своей работе была очень живой, достоверной и удивительно убедительной. Она снимается у Романа Поланского в картине "Тупик", которая получает главную премию Берлинского кинофестиваля в 1966 году. После этого актриса получает приглашения сняться в британском фильме режиссера Кена Расселас "Мозг ценой в миллиард долларов". Дорлеак , партнером которой в этом фильме был молодой Майкл Кейн, прекрасно справляется со своей задачей. После этих фильмов у Франсуазы появляются реальные перспективы для обширной международной кинодеятельности.
Но тут ей поступает приглашение от режиссера "Шербурских зонтиков" Жака Деми, который предлагает Франсуазе совместно с сестрой Катрин сняться в своем очередном киномюзикле на музыку Леграна "Девушки из Рошфора". Сёстры-актрисы должны в этом фильме исполнить роли сестер Гарнье, которые живут в провинциальном Рошфоре и мечтают попасть в Париж, чтобы ярче раскрылись их музыкальные таланты. Не буду рассказывать вам весь фильм, но настоятельно советую тем, кто его не видел, просмотреть эту картину, где в изобилии чудесная музыка и зажигательные танцы в исполнении сестер Дорлеак-Денёв.
Многие отмечали, что Соланж Гарнье в исполнении Дорлеак - более живая и естественная, чем её сестра Дельфин в исполнении Денёв. Картина "Девушки из Рошфора" была в 1969 году номинирована на "Оскар"
Но всего этого Франсуаза уже не смогла узнать. Это был последний фильм Франсуазы Дорлеак. Актриса погибла, когда её карьера стремительно набирала высоту. 26 июня 1967 года Франсуаза по дороге в аэропорт Ниццы не справилась с управлением автомобиля, который перевернулся и загорелся. Франсуаза старалась выйти из машины, но не смогла. Красавица-актриса сгорела заживо. Её личность была установлена только благодаря уцелевшим частям её документов. Страшная смерть: Франсуазе было всего 25 лет.
Я убежден, что если Дорлеак было бы отпущено судьбой больше времени, то она без всякого сомнения стала бы одной из самых выдающихся актрис мирового кинематографа. Она не считала себя красавицей, хотя её привлекательность была более живой, чем у её сестры. Если Денёв можно сравнить с белой розой, то Франсуаза походила на яркую камелию. Недаром не забывающие её поклонники в 2010 году, через 43 года после её трагической гибели, назвали один из новых сортов камелии именем Франсуазы Дорлеак - актрисы, которая, несмотря на свою короткую жизнь, навсегда осталась в памяти благодарных любителей кино.