Во времена "немого кино" в залах, где демонстрировались фильмы, непременно присутствовал рояль, и тапёр своими музыкальными вариациями сопровождал демонстрацию ленты. Музыка и в те далекие времена играла большое значение в кинематографе. Но после того, как кино обрело звучание, музыка приобрела еще большую значимость.
Более того, как во всем мировом, так и в советском кинематографе. в ХХ веке, начиная с тридцатых годов и вплоть до шестидесятых включительно, очень востребованными были музыкальные фильмы, где герои пели почти столько же экранного времени, сколько и говорили. Были и фильмы-оперы, где, как вы понимаете, было вообще не до разговоров.
Во второй половине 50-х годов и в первой половине 60-х очень были востребованы легкие и веселые оперетты с незамысловатым сюжетом, где присутствовал зажигательный юмор и приятная музыка. Это было не только в кино: многие театры на своих сценах демонстрировали такие спектакли, избегая называть их мюзиклами и предпочитая одобренную и принятую цензурой оперетту.
Петр Щербаков в роли Славы Уфимцева, Микаэла Дроздовская в роли Тани в фильме "Добровольцы" (режиссер Юрий Егоров)
© Sputnik / Комаров Е.
/ Одним из признанных мастеров оперетты того времени был великий азербайджанский композитор Рауф Гаджиев. Его творчество богато симфоническими произведениями, ораториями. А прославили Гаджиева, безусловно, созданные им оперетты. Некоторые из творений этого композитора были экранизированы.
Одно из них - "Ромео, мой сосед" стало дебютной картиной выдающегося советского и азербайджанского кинорежиссера Шамиля Махмудбекова. К участию в этой музыкальной комедии постановщик привлек артистов из различных киностудий. В этой комедии важное место, конечно же, занимала музыка Рауфа Гаджиева. Помним прекрасную Нонну в исполнении обворожительной Ариадны Шенгелая, профессиональные работы группы грузинских актеров, снявшихся в картине. Блистали в фильме и наши – Адиль Искандеров, Софья Басирзаде и Сиявуш Аслан. Последний с блеском создал образ Самеда, и на протяжении фильма своей искрометной игрой ввергал зрителей в хохот. Незабываема была сыгравшая в этом фильме подругу Самеда - Шуру Микаэла Дроздовская, которой сегодня исполнилось бы 85 лет.
Советская актриса Микаэла Дроздовская (слева) и датская киноактриса Г. Молвинг
© Sputnik / Галина Кмит
К тому времени, когда актриса получила приглашение сняться в этой музыкальной комедии, она была уже достаточна популярна. Дроздовская снялась в ряде фильмов, которые и принесли ей заслуженную известность. Микаэла Дроздовская родилась в Москве и самых ранних детских была артистической девочкой. В школьные годы активно участвовала в самодеятельных театрах, и когда наступила пора выбрать профессию, никаких сомнений Микаэла не испытывала.
Талантливая девочка и к тому же внешне очень привлекательная после поступления во ВГИК уже в студенческие годы пользовалась вниманием режиссеров. Её дебют состоялся в 1955 году в картине режиссера Самсона Самсонова "За витриной универмага". Этот фильм известен тем, что в нем одни из своих первых ролей сыграли будущие мастера советского актерского истеблишмента - Олег Анофриев, Светлана Дружинина, Анатолий Кузнецов. Одну из главных ролей - искреннюю и наивную продавщицу, комсомолку и красавицу Юлию Петрову сыграла Микаэла Дроздовская.
Сцена из спектакля по комедии Михаила Булгакова "Иван Васильевич" в постановке Московского театра-студии киноактера, режиссер Д.А. Вурос. Царь Иоанн Грозный - Аркадий Толбузин, царица - Микаэла Дроздовская
© Sputnik / А. Чепрунов
Роль удалась: Дроздовскую начинают приглашать сниматься, и она с успехов это делает в фильмах "Ленинградская симфония" Захара Аграненко и "Атаман Кодр" Михаила Калика. Но громкую славу Дроздовская обрела в 1958 году только после того, как снялась в знаковой советской ленте режиссера Юрия Егорова "Добровольцы".
Актрисе было всего двадцать лет, а в фильме её героиня Таня проходит долгий путь от влюбленной в летчика школьницы до познавшей множество перипетий жизни женщины, жены и матери. Фильм "Добровольцы", где снимались Михаил Ульянов, Элина Быстрицкая, Пётр Щербаков, Леонид Быков, был очень тепло принят как зрителями, так и специалистами, и по праву вошел в золотой фонд советского кинематографа. И в этом есть также немалая заслуга блистательно справившейся со своей ролью в этой картине Микаэлы Дроздовской.
После этой картины Дроздовская снимается у известных советских режиссеров: в "Семи няньках" Ролана Быкова, "Дайте жалобную книгу" Эльдара Рязанова, "Гори, гори, моя звезда" Александра Митты, "Жили были старик со старухой" Григория Чухрая, "Посол Советского Союза" Георгия Натансона, "Разбудите Мухина!" Якова Сегеля. Конечно же, из работ актрисы того периода достойное место занимает роль очаровательной Шуры в "Ромео, мой сосед". Однако, все эти роли были второго плана или эпизодическими, а актриса стремилась к главным ролям, которые ей режиссеры не предлагали, несмотря на талант и усердие актрисы.
Заслуженная артистка РСФСР Нонна Мордюкова (слева) и артистка Микаэла Дроздовская (справа) в сцене из спектакля по пьесе Максима Горького "Варвары
© Sputnik / Галина Кмит
Личная жизнь актрисы складывалась удачно. Микаэла вышла замуж за известного врача, доктора медицинских наук Вадима Смоленского. Супруг был старше её на 20 лет, но это не мешало их счастью. У них родились две девочки, но Вадим, зная о преданности профессии Микаэлы, освобождал её от семейных забот. Он был человек обеспеченный и мог себе позволить привлекать к домашним заботам нянечек и домработниц.
А Дроздовская продолжала сниматься, мечтая о главной роли. Несмотря на то, что она их не получала, актриса даже в маленьких ролях могла раскрывать свой талант. Одной из самых ее удачных ролей считается роль модистки в шедевре режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова "Бег".
Дроздовская бралась за любые роли, которые ей предлагали и могла запомниться зрителям. Последней работой Дроздовской стал гениальный фильм Георгия Данелия "Мимино". В этой картине она сыграла маленькую роль жены Папишвили, образ которого блистательно создал Арчил Гомиашвили. Актрисе удалось убедительно показать на экране образ мещанки, озабоченной потерей люстры из венецианского хрусталя.
Актрисы Анна Карина (Франция), Микаэла Дроздовская и Александра Стюарт (Франция) (слева направо). V Московский международный кинофестиваль
© Sputnik / Израиль Озерский
Микаэла Дроздовская верила в то, что большие роли еще ждут её, но тут вмешалась судьба. Хотя её подруга, актриса Алла Будницкая вспоминает, что Дроздовская за пару месяцев до своей трагической гибели просила её не оставлять Дашку (старшую дочь), если с ней что-то случится. Как будто чувствовала скорый конец своей жизни.
В ноябре 1978 года Микаэла Дроздовская уехала на съемки в город Орджоникидзе (ныне - Владикавказ). Съемки проводились за городом, ночевать съемочная группа возвращалась в город. 7 ноября Дроздовская решила не возвращаться в город, а остаться ночевать в домике близ съемочной площадки. Там не было отопления, и Дроздовская согревалась при помощи осветительных приборов. Ночью её одеяло упало на раскаленные лампы. Надышавшись угарным газом, Микаэла не смогла выбраться из дома и получила тяжелейшие ожоги.
Актрису срочно переправили в Москву, где врачи неделю пытались спасти ей жизнь. Но ожоги были несовместимы с жизнью. 14 ноября 1978 года в возрасте 41 года Микаэла Михайловна Дроздовская скончалась, так и не дождавшись своей главной роли. Но образов, которые она успела создать за свою короткую жизнь, вполне достаточно, чтобы актриса осталась маленькой, но яркой звездочкой в истории советского кино.