Вопрос продовольственной безопасности находится сегодня в центре внимания, потому что львиная доля товарного потока между Россией и Азербайджаном формируется за счет продовольствия.
Проблема с продбезопасностью возникает по двум линиям. Первое – это продовольствие, которое идет из России в Азербайджан. На это не всегда обращают внимания, но в год Баку закупает различные позиции продовольствия из России порядка на $600-700 млн.
Наибольшая часть этого объема, около половины – зерно. Причем Азербайджан зависит от этого зерна примерно на 95%. Несмотря на попытки снизить эту зависимость, сделать это достаточно сложно, потому что в глобальном масштабе Россия как экспортер зерна, зернобобовых, семечковых культур, находится на 1-2 месте в мире. Украина же на 4-5. Сейчас в связи с этим столкновением в Украине получается, что Азербайджан будет лихорадить по двум ключевым линиям поставок.
По зерну, фактически, проблем не будет, но поставка как зерна, так и прочего российского продовольствия сейчас обременена тем, что мы не имеем понимания того, каким образом оплачивать контракты, которые уже были заключены, и по каким параметрам заключать контракты на будущее.
Это тем более актуально, что со второго квартала обычно идет наращивание поставок продовольствия как в одну, так и в другую сторону.
Скорее всего, стоимость контрактов будет повышена где-то на 20%, потому что многие из них привязаны к курсу доллара. Так как произошел скачок курса валют, то поставщики из России будут стремиться повысить стоимость своей отпускной продукции.
Возникает вопрос: кто будет оплачивать эту разницу? Будет ли этот вопрос решен в рамках межправительственной комиссии, или Россия будет субсидировать своим экспортерам разницу по курсу?
Это важный момент, потому что от этого будет зависеть в том числе стоимость российского продовольствия для потребителей в Азербайджане. Если она вырастет, то посредники в Азербайджане также будут наращивать свою маржу, и конечный товар в магазине окажется дороже, чем был.
Вот основные вопросы, связанные с поставками из России в Азербайджан.
Теперь про поставки в Россию. Здесь существует зависимость от российских цен, потому что отправители азербайджанской продукции в РФ внимательно отслеживают цены на местных рынках.
С одной стороны, будет возникать и уже возникает дефицит ввиду разрывов в поставках. Они возникают из-за лихорадки на валютном рынке и разнице в курсах. Также могут влиять сложности в оплате поставок, связанные с крушением межбанковских платежей, или с паузой, которая возникает до момента перехода межбанковских платежей на новые технические схемы. На этот период возможно какое-то торможение.
Кроме того, возникает вопрос: по какой стоимости азербайджанские производители – крупные агрохолдинги – будут отправлять свою продукцию на российский рынок?
Третий момент связан с тем, что Азербайджан вместе с Россией еще находится в тройной связке с Турцией, здесь подключается турецкий рынок. А российская ситуация сильно будет влиять и на турецкий рынок в том числе.
Вопрос возможной диверсификации последнего как на экспорт, так и на импорт - в зависимости от общей лихорадки - будет поставлен ребром в течение ближайших двух месяцев.
Турция буквально недавно запретила экспорт муки, которая произведена из российского зерна. Это связано с опасениями, что в Турции в перспективе может возникнуть нехватка муки, макаронных изделий, растительного масла из подсолнечника. Под запрет также попали крупы – гречка. И это тоже надо будет обходить азербайджанским поставщикам для сетей. Так что возникает своего рода тройная продовольственная проблема.