Кто и как зондирует почву для глобальной трансформации мира

Российский эксперт Николай Григорьев об итогах встречи представителей Антитеррористического центра СНГ в Москве.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Мы видим, как на наших глазах распадается европейская и мировая система безопасности. Она долго деградировала после распада СССР, потому что любая система безопасности базируется на определенных балансах, сдержках и противовесах, в том числе и силовых.
Разрушается она, несомненно, гегемоном в лице США, потому что никто кроме них этого сделать не может. Во всяком случае, пока. Может быть Китай в какой-то момент станет гегемоном и будет обладать такой силой для таких возможностей. Ни Россия, ни ФРГ, ни Франция этого сделать не могут, только США.

Мировой кризис

Эта система, на самом деле, разбирается. Здесь присутствует субъективный фактор, ее разбирают США с определенными целями. С точки зрения моей личной экспертизы, в 2006 году завершился длительный этап, который принято называть "капитализмом" или "капиталистическим модерном".
Наступил мировой кризис, который не был излечен, потому что не было найдено новых принципов существования мировых обменов в экономике. Кризис смыслов налицо тоже колоссальный. Кризис был залит деньгами, а потом он возобновился в 2019 году еще до пандемии.
COVID-19 немного отвлек население, пытались им прикрыть оттягиваемый кризис, но ничего не получилось, ничего сделать не смогли. Однако был выработан целый ряд концептов "новой жизни". Это, например, stakeholder capitalism, который подразумевает, что бизнес должен обслуживать не shareholders, то бишь акционеров, который вложили капитал и рискуют им, а в некий круг stakeholders самых разных.
Это какие-то общественные движения, муниципалитеты, которые находятся рядом с предприятиями, это всевозможные "зеленые" – инклюзивный капитализм. Здесь мы видим колоссальное вторжение публичного интереса в пространство, которое всегда относилось к частным правовым отношениям. Меняется все инфраструктурно. Это уже не дело отдельное человека, а всех окружающих, при котором уже пропадают полностью частные отношения.
Ну, или концепция энергоперехода, в рамках которого Morgan Stanley посчитал углеродный след, который может в течение года оставить каждый из нас. Выяснилось, что в соответствии с этими лимитами человек может съесть за неделю, например, 150 грамм курятины, включать электроприборы два часа в день и так далее.
Если раньше основной двигатель расширяющейся системы капитализма было потребление, то есть чем больше люди потребляли, тем больше ВВП, то теперь людям заявляют, что с потреблением закончено. Потребление было основным стимулом безидеологического существования, потому что раньше общество было всегда идеологично. Неважно, был ли человек неграмотным крестьянином, но тем не менее это могла быть религия. Это могли быть устремления царей, вождей. Это было пассионарно-расширительное движение.
Вот теперь капитализм объявил, что с расширением рынков завершено. А зачем жить тогда среднему классу, простому обывателю? Ведь ему постоянно объясняли, что надо жить потреблением и потреблять все больше.
Теперь появилось такое понятие, как шеринговая (sharing) экономика. В данном случае, указывается, что собственность не нужна. Каршеринг, шеринг жилья, чего угодно.
Мы видим, все эти вбрасываемые вышеупомянутые концепты. Я не могу сказать, что из этого выйдет, что из этого "выстрелит". Но мы видим, как мировые элиты зондируют почву глобального перехода и глобальной трансформации мира.

Фундаментализм

К странам СНГ это тоже относится в полной мере. Смысл жизни в потреблении сегодня обнуляется.
Мы сегодня в качестве противовеса видим развитие фундаментальных идей, потому что, когда люди теряют смысл жизни, они всегда ищут его сзади. Это универсальная история. Я хочу отметить, что фундаментализм, который обычно понимают исламским по умолчанию, потому что он первым появился, будет в ближайшее время дополнен фундаментализмом христианским.
О чем мало кто говорит, считая, что христианство – умирающая ритуальная история. Мы увидим фундаменталистские идеи квазирелигиозного светского типа. Это может быть фундаментализм, связанный с природой, с такими крайними проявлениями экологизма, но не в современном понимании, а вот условного друидизма – ходить в роще и получать энергию от дубов.
Будет также проявляться связанный с фундаментализмом экстремизм и даже терроризм.

Терроризм

Мы знаем, что запрещенная в России террористическая организация "Исламское государство" (ИГ)* никуда не исчезла, часть ее ушла из регионов Ближнего Востока и Северной Африки в субсахарский регион. Сейчас там творится черти что. Прошлым летом был убит очередной руководитель "Боко Харам"* в междоусобице, к примеру.
Вторая часть сдвинулась в сторону Афганистана и Пакистана, а также частично в сторону бывших советских республик Центральной Азии. Это то, что поминают под именем "Эмират Хорасана". Эта история как раз направлена географически наверх, на север – через территорию Казахстана в направлении того же российского Томска, к примеру.
Вся эта экстремистская шайка будет влиять на работу спецслужб. Этим вопросом надо заниматься очень серьезно.

Обострение межнациональных отношений

Еще одна важная проблема – это, безусловно, обострение межнациональных отношений. Межнациональные, когда я говорю – это устойчивый, на мой взгляд, неправильный термин. Я здесь не имею в виду отношения между гражданскими политическими нациями, а я здесь имею в виду этнонационализм, который точно так же является традиционным аттрактором при распаде иных социальных структур. Мы сегодня видим кризис концепции гражданской политической нации – гомогенного, универсального, основанного на нормах права и гражданстве объединения людей. Нации распадаются, мы видим даже определенный неотрайбализм.
Если в нынешних условиях не будет создана новая конфигурация безопасности в мире, к которому и относятся страны СНГ, то мир ожидает катастрофа. А будет ли она создана? А это вызов всему человечеству.
Считаю, что в вопросе безопасности в регионе Южного Кавказа России необходимо кооперироваться с Ираном, возможности которого сильно недооценены.
* - террористические организации, запрещенные в России.