БАКУ, 1 мар — Sputnik. С первых дней борьбы с пандемией коронавируса в ее первых рядах стояли врачи. Заведующий отделением реанимации пандемической больницы Yeni klinika Эмиль Гасымов рассказал в беседе со Sputnik Азербайджан, как за два года пандемии врачи клиники боролись за жизни тяжелых пациентов с коронавирусом.
- Вот уже два года, как вы лечите тяжелых больных с COVID-19. Насколько сложно заниматься лечением больных коронавирусом по сравнению с остальными пациентами?
- Очень сложно. COVID-19 не похож на другие заболевания, и к тому же в первое время это было новое и неизученное заболевание, лечить его было непросто. Мы занимаемся лечением больных COVID-19, находящихся в критическом состоянии, а это очень сложно.
До начала пандемии в нашем реанимационном отделении мы лечили пациентов от других болезней. Но острая дыхательная недостаточность при COVID тяжело поддается лечению. Это продолжается и сегодня.
- Какой период пандемии, по-вашему, стал наиболее сложным?
- На мой взгляд, это было два периода. Первая волна пандемии началась в мае (2020 года - ред.), продолжилась до августа и сопровождалась резким ростом числа инфицированных и тяжелым протеканием болезни. В августе 2021 года распространился штамм "дельта", и этот период был также самым трудным.
- Наверное, было очень тяжело видеть, как умирают пациенты, которые до конца надеялись побороть смерть?
- Я работаю в отделении реанимации около 15 лет. За все это время именно в период пандемии я впервые столкнулся с таким большим числом тяжелых пациентов в реанимации. Очень тяжело видеть, как умирают люди. Правда, мы старались делать свою работу профессионально. Но иногда, по независящим от нас причинам, мы теряли наших пациентов.
- Какой опыт вы приобрели в период пандемии?
- В книгах мы читали, что при своевременной и правильной диагностике можно предотвратить обострение болезни и летальный исход. И мы еще раз убедились в этом во время пандемии.
Чем раньше начать лечение, тем меньше вероятность появления осложнений. А мы нередко обращаемся к врачам, когда болезнь обостряется. COVID еще раз показал нам, что это неправильно.
- Вы сами переболели коронавирусом?
- Я заразился в январе 2021 года. У меня все вылилось в пневмонию левой стороны легких, я 15 дней лечился стационарно. И заразился я тоже в реанимации. Работа представляла опасность для нас, ведь в больницах вирусная нагрузка высокая.
- Несложно было часами работать в спецодежде?
- Привыкли со временем. Но поначалу, особенно в летнюю жару, работать в такой одежде было очень тяжело. В настоящее время мы не носим, как раньше, специальную одежду, просто соблюдаем меры для защиты от вируса.
- А как вы защищали с самого начала распространения вируса семью?
- В первый месяц семью я вообще не видел, общались по видеосвязи. Чтобы защитить семью от заражения, а еще и из-за того, что больных было очень много, как и мои коллеги, я был вынужден оставаться вдали от семьи. В то время и государство приняло такое решение. Во время пандемии мы, как солдаты, выполняли приказ.
- За это время вы спасли немало жизней. Какой случай запомнился вам больше всего?
- Тяжелее всего было видеть, как борются со смертью молодые. У нас был молодой пациент, у него сатурация была 30, его подключили к аппарату искусственного дыхания. Но его состояние резко ухудшилось, мы могли потерять его в течение нескольких часов. В ту ночь я не пошел домой, мы занимались его лечением. Больной впал в кому. За 10 дней лечения мы добились улучшения в его состоянии, вытащили его из комы.
После того, как больной очнулся, мы поговорили с его родителями и супругой по видеосвязи. Эта сцена до сих пор у меня перед глазами, она была очень эмоциональная. Я никогда этого не забуду. Сложно передать словами, какое мы тогда получили моральное удовлетворение от нашей работы. Говорят, что спасти одну жизнь - значит спасти все человечество. И поэтому мы считаем себя счастливыми людьми.
- Как протекает болезнь при новом штамме, по сравнению с предыдущими?
- В настоящее время в стране распространен штамм омикрон. Тяжелых осложнений немного, но все же наблюдаются. Состояние поступающих в реанимацию больных то же, но по сравнению с предыдущими периодами численно их меньше.
- Пандемия все еще продолжается. Вы не устали бороться с этой болезнью?
- Нет. В любом случае, это наш профессиональный долг. Стараемся честно, профессионально выполнять свою работу, завершить пандемию с минимальными потерями. Потому что и все меры, предпринимаемые сегодня нашим государством, направлены на то, чтобы наш народ вышел из пандемии с наименьшими потерями. И поэтому я призываю всех вакцинироваться от коронавируса. У привитых болезнь протекает легче, мы это видим.