Когда в начале девяностых годов прошлого столетия развалился Советский Союз, это была не только крупная геополитическая катастрофа, повлекшая за собой множество национальных конфликтов, но и ломка привычного уклада жизни для сотни миллионов людей. Рушилась экономика во всем постсоветском пространстве, а это вызывало во многих случаях непреодолимые проблемы для простых граждан.
Развал экономики очень чувствительно отразился на культуре и искусстве. Если театры кое как сводили концы с концами, то кинопроизводство на постсоветском пространстве фактические прекратилось. Отошли в историю правила выпуска кинопродукции в СССР, когда деньги выделяла студия и было полно времени для снятия картины. Ныне режиссер, пожелавший поставить картину, должен был сам найти спонсоров, а потом, как можно в краткий срок снять фильм и сделать это всё за средства точно определенной спонсорами смете.
Фильмов в те годы выпускалось крайне мало. Безусловно, от этого страдали люди, профессия которых была связана с кино. Актерам было очень трудно найти работу, и они держались за мизерную зарплату, которую им платили в театре.
Многие актеры уехали за границу, одна часть от безысходности начала злоупотреблять спиртным, а некоторые все же не поддавались пессимизму и не оставляли надежд на лучшее.
Особенно трудно было представителям актерской профессии, которые только получили широкую известность в СССР и которым было чуть больше тридцати.
Знаменитое актерское поколение конца пятидесятых и начала шестидесятых, находясь в таком возрасте, почти тридцать лет продолжало свою карьеру в привычной обстановке, свойственной театрам и кинопроизводству в СССР. У них уже были заслуженные звания, ну и вытекающие из этого привилегии.
Однако, тем актерам, которым в 1991 году было 30-35 лет, должным были смириться с тем, что лучшие годы, как жизни, так и творчества, они проведут фактически бездействуя.
Но определенная часть актеров этого возраста не отчаивалась и продолжала делать все возможное для достойного служения искусству. Одной из таких актрис являлась Татьяна Догилева, которая благодаря своему актерскому дарованию, в восьмидесятые годы завоевала широкую известность.
И сегодня она отмечает свой 65-летний юбилей.
Актриса Московского государственного театра "Ленком" Татьяна Анатольевна Догилева
© Sputnik / Шахвердиев
Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в небольшом городке Текстильщики, что недалеко от Тамбова, в рабочей семье. Несмотря на то, что родители Тани были далеко не обеспеченными людьми, они мечтали о том, чтобы их дети обязательно получили высшее образование.
Таня всегда училась на отлично, занималась художественной гимнастикой, хореографией. Учась в Москве в одной из школ при Академии педагогических наук, она, с детства мечтавшая о сцене, участвовала в самодеятельных спектаклях и занималась в студии юного актера при Центральном телевидении.
Когда пришла пора выбирать вуз, она подала документы во все театральные учебные заведения столицы.
Удалось Догилевой поступить в один из престижнейших театральных вузов - ГИТИС. Сокурсниками Тани были ныне широко известные актеры Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков. Дипломной работой Догилевой стала роль Беатриче в "Много шума из ничего" Шекспира, которая была высоко оценена ее педагогами.
Первый раз она запомнилась, играя на сцене легендарного Ленкома в "Жестоких играх" Нелли, в постановке великого Марка Захарова, где её партнером был неповторимый Александр Абдулов.
С 1985 года она - актриса театра имени Ермоловой, где в начальный период сыграла несколько очень интересных ролей. Однако, потом ей перестали давать роли, и в 2012 году она покинула этот театр, ибо почти 20 лет не выходила на его сцену.
Догилева играла и в других театрах, и довольно успешно. Одной из вех ее сценического творчества можно назвать сотрудничество с великим немецким постановщиком Петером Штайном. Он пригласил Догилеву на роль Электры в трагедии Эсхила "Орестея".
Догилевой не нравилась пьеса, но она все же приняла участие в постановке Штайна. Этот спектакль получил широкую известность, и Татьяна, гастролируя вместе со всей творческой группой этого спектакля, имела возможность посетить множество стран.
Однако, как это довольно часто бывает в актерской среде, Догилеву широко популярной сделал не театр, а её работы в кино. Начала сниматься Татьяна, еще будучи студенткой. Первую главную роль она сыграла в 1978 году в фильме режиссера Победоносцева "Безбилетная пассажирка".
Актриса Татьяна Догилева, получившая бронзовую статуэтку за лучшую женскую роль в фильме "Афганский излом", на кинофестивале "Кинотавр-92"
© Sputnik / Галина Кмит
В этом же году она снимается в фильме "Поздняя встреча", где ее партнерами были выдающиеся актеры Алексей Баталов и Маргарита Володина.
Периодом бурного расцвета кинотворчества Татьяны Догилевой были восьмидесятые годы. Ей везло: молодая актриса снималась в картинах, где ее партнерами были признанные актерские авторитеты: в "Вакансии" (по пьесе Островского "Доходное место") она снималась с Роланом Быковым, Олегом Табаковым, Леонидом Каюровым, Екатериной Васильевой.
В "Вокзале для двоих" она играет дежурную по "Интуристу", а рядом такие титаны, как Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков, Александр Ширвиндт.
В "Частной жизни" Юлия Райзмана Догилева проходит школу актерского мастерства рядом с такими корифеями, как Михаил Ульянов и Ия Саввина.
В комедии "Нежданно-негаданно", где Догилева очень удачно сыграла роль Жанны, ее сотоварищами по съемкам были Юрий Богатырев, Галина Польских, Олег Онофриев,Леонид Ярмольник, Татьяна Конюхова.
И с режиссерами, и с партнерами Догилевой всегда везло. Она все восьмидесятые годы активно снимается и самые удачные фильмы с её участием приходятся именно на эту пору.
Некоторые из них надо отметить особо. Конечно же, это невероятно популярная до сей поры картина "Покровские ворота" Михаила Козакова. Догилева играла в этом искрометном фильме Светку-пловчиху и отлично справилась с ролью провинциалки. Вообще в этом фильме в актерах невозможно найти недостатки, все они играли на самом высоком уровне.
Артист Евгений Цыганов и актриса фильма "Доктор Лиза" Татьяна Догилева (Лучшая женская роль второго плана) на XXXIII церемонии вручения национальной кинематографической премии "НИКА" за 2019 и 2020 годы в Vegas City Hall.
© Sputnik / Владимир Астапкович
/ В 1984 году она снимается в главной роли в фильме "Блондинка за углом" режиссера Владимира Бортко. Её партнером по картине был великий Андрей Миронов. Но Догилевой удалось не остаться в тени великого артиста. Она прекрасно справилась с ролью Нади – противоречивой фигуры. Это пробивная женщина, которая, кажется, может сделать и достать все что угодно, одновременно с этим не утратила детской наивности. Догилева смогла создать такой образ, что мы безоговорочно верим в такую Надю и симпатизируем ей.
Догилева продолжает активно сниматься. Каждый год она бывает занята сразу в нескольких кинопроектах. Её актерское мастерство растет, и это наглядно видят режиссеры.
В 1982 году снимавший ее в маленькой роли в фильме "Вокзал для двоих" легендарный Эльдар Рязанов, через пять лет, приглашает Догилеву на главную роль медсестры Лиды в свою картину "Забытая мелодия для флейты". В этом фильме были заняты великолепные актёры: Леонид Филатов, Ирина Купченко, Всеволод Санаев, Валентин Гафт, Ольга Волкова, Александр Ширвиндт.
Всегда испытывал огромное уважение к творчеству Леонида Филатова, но в этом рязановском фильме, Татьяне Догилевой, на мой взгляд, удалось переиграть своего партнера. Её Лида просто восхитительно убедительна, даже в тех моментах, когда, казалось, убедить циничного зрителя восьмидесятых будет совершенно невозможно, актрисе это удается.
По моему убеждению, эта роль Лиды - самая удачная творчестве Татьяны Догилевой. Конечно, была еще роль медсестры Кати, в фильме Владимира Бортко "Афганский излом" 1990 года, где её партнёром был знаменитый итальянский актер Микеле Плачидо. Догилева прекрасно справилась с этой ролью, за что и получила премию "Кинотавра".
Актриса Татьяна Догилева на премьере заключительной части новогоднего альманаха "Елки последние" в кинотеатре "Октябрь"
© Sputnik / Екатерина Чеснокова
/ Когда распалась страна, наступили тяжелые времена и для кино. Но Догилева не отчаивалась и в самые тяжелые времена - она порой снималась 4-5 фильмах в год.
Из картин того периода, не могу не отметить фильм Режиса Вернье "Восток-Запад". Партнерами ее по фильму выступали Катрин Денёв, Олег Меньшиков, Сандрин Боннэр, Сергей Бодров-младший.
Догилева изумительно точно создала образ женщины, которая добивается любви мужчины самым наиподлейшим образом – шантажируя его, будучи информатором НКВД.
И в последние двадцать лет она регулярно появляется на экране. Это бывает и в фильмах, но в основном в телесериалах.
Она долгое время блистала в ситкоме "Люба, дети и завод". Появилась она и в суперпопулярном телесериале "Склифософский", да и в других известных кинопроектах последнего времени.
Она принимает участие в телепроектах, таких как "Последний герой" и "Танцы со звездами". Пробовала свои силы как в театральной, так и в кинорежиссуре. Принимала активное участие в общественной жизни.
Однако, той былой популярности, которая была у нее в восьмидесятые годы прошлого столетия, во время расцвета ее творчества, у Татьяны Догилевой уже нет. Однако, 65 лет, это для актрисы пора сплава мастерства с бесценным опытом, и думается, что Татьяна Анатольевна еще не раз порадует почитателей своими блистательными актерскими работами.