После того, как в 1974 году на экранах СССР с оглушающим успехом была продемонстрирована дебютная картина режиссера Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих", кинематографическое сообщество признало талант постановщика у этого довольно известного актера. Фильм был снят талантливо, и используя революционную тематику, режиссер смог снять весьма впечатляющий боевик, соединив его с элементами психологической драмы. После такой режиссерской удачи как зрители, так и специалисты с нетерпением ждали очередной картины Никиты Михалкова, дабы убедиться, что успех его первого фильма был не случаен.
Ждать пришлось недолго: уже через год Михалкову предложили новый проект. Вернее будет сказать, режиссер должен был завершить уже начатый фильм "Нечаянные радости", который снимал талантливейший постановщик Рустам Хамдамов. Картина повествовала о судьбе звезды немого кино, но была "заморожена" по целому ряду обстоятельств, а Хамдамов был отстранен. Дав согласие, Михалков потребовал переписать сценарий по его усмотрению, пригласил много актеров, которых он снимал в своей первой картине, и несмотря на финансовые трудности, полностью переснял картину и успешно завершил съемки. Так появилась одна из самых знаменитых картин Никиты Михалкова "Раба любви". Режиссер очень долго искал актрису на роль Ольги Вознесенской, но поиски не принесли положительных результатов. Вернее, результат все же был - Михалков решил, что актриса, игравшая главную роль в версии Хамдамова, наиболее точно подходит для этого образа.
Кадр из фильма "Вам и не снилось". Сценарий Галины Щербаковой. Постановка Ильи Фреза. Киностудия им. Горького. Татьяна Николаевна - Елена Соловей
© Sputnik
Постановщик не ошибся. Именно благодаря проникновенной игре Елены Соловей, которая сегодня отмечает свой 75-летний юбилей, стал возможен громкий успех второй режиссерской картины Никиты Михалкова.
Одна из самых возвышенных и удивительно нежных актрис советского кино, Елена Соловей родилась 24 февраля 1947 года в немецком городе Нойштрильц. Отец - по национальности еврей, был военным человеком, а мать-русская служила медицинской сестрой. Через три года семья переезжает в Красноярск, а еще через 10 лет - в Москву.
Елена с детства мечтала стать актрисой, занималась в различных кружках. В 1965 году она подает документы во ВГИК, но не проходит по конкурсу. Однако первая неудача только подстегивает её желание: она устраивается работать учительницей пения в школе и вместе с этим упорно готовится к повторному поступлению. Настойчивость Лены дала свои плоды. Соловей поступает на актерское отделение престижнейшего ВГИКа, где её мастером становится легенда советского кино, создатель образа Чапаева на экране, Народный артист СССР Борис Бабочкин.
Мастер и другие педагоги кинематографического вуза отмечали дарование своей студентки, её удивительную способность играть романтические роли, но тем не менее, говорили и о том, что она прекрасно справлялась с любой порученной ей ролью.
Евгений Леонов (слева) в роли Серафима Никитича и Елена Соловей (справа) в роли Татьяны в фильме Наума Бирмана "Шаг навстречу"
© Sputnik
Её театральная карьера после окончания вуза складывалась удачно. Соловей поступила в труппу Малого театра, где её педагог Борис Бабочкин замыслил поставить "Чайку" с ней в главной роли. Её талант признавал такой гений актерской игры, как Иннокентий Смоктуновский. Именно по его рекомендации ее приняли в Малый театр. Однако, театральным планам Соловей не суждено было сбыться. Во время съемок фильма "Драма из старинной жизни", который снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова "Тупейный художник", актриса познакомилась с художником, работающим в кино, Юрием Пугачом. Знакомство очень скоро переросло в любовь, и молодые люди поженились. Так как Пугач жил и работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Елена переехала в город на Неве. Актриса не раз говорила в своих интервью, что для неё семья всегда была на первом месте. И как подтверждение, они прожили с мужем почти 50 лет, вплоть до его кончины. Однако, несмотря на семейную жизнь, и то, что Лена подарила вскоре мужу дочь и сына, её творческая карьера с успехом продолжалась. Некоторое время она работала в театре имени Ленсовета, под руководством выдающегося режиссера и актера Игоря Владимирова, но также была зачислена в штат "Ленфильма". Несмотря на успешные работы в театре, известность пришла к Соловей именно в кино.
Актрисы Елена Соловей в роли Татьяны Николаевны (слева) и Татьяна Аксюта в роли Кати (справа) в фильме Ильи Фрэза "Вам и не снилось" по повести Галины Щербаковой
© Sputnik
До фильма "Раба любви" Соловей уже успела довольно запоминающе сниматься в кино. Дебютировала она на экране еще будучи студенткой, в короткометражке все того же Рустама Хамдамова "В горах мое сердце", где сыграла роль дочери булочника. Кроме выше указанной картины Авербаха "Драма из старинной жизни", она снималась в картине Сергея Соловьева "Егор Булычов и другие" в роли Антонины, сыграла Ксению в фильме Андрея Салтыкова " И был вечер, и было утро", показала свой комедийный дар в образе одной из невест в картине Виталия Мельникова "Семь невест ефрейтора Збруева", была убедительна в роли племянницы Леночки в "Детях Ванюшина" Евгения Ташкова и в ряде других лент. Как видим, режиссеры, приглашавшие актрису в свои проекты, были довольно известными мастерами своего дела и оценивали по достоинству дарование Соловей. Из фильмов, снятых до "Раба любви", я особо отметил бы культовую картину конца шестидесятых годов - "Король-олень". В этом проекте были заняты выдающиеся актеры того времени – Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Олег Табаков. Главную женскую роль в этом полном романтизма фильме играла очень известная к тому времени Валентина Малявина. Но мне очень сильно запомнилась Клариче, которую изумительно сыграла Елена Соловей, нисколько не смущаясь такой представительной компании актеров-партнеров.
Несмотря на то, что она в кино была далеко не новичок, Елене Соловей широкую всесоюзную и мировую известность принесли фильмы тогда начинающего, а вскоре ставшего одним из видных постановщиков СССР, Никиты Михалкова. Актриса всегда с теплотой вспоминает свои совместные с Михалковым работы, но тем не менее, особо отмечает тот факт, что такой актрисой, какой её знают миллионы зрителей, сделал её Рустам Хамдамов.
Актриса Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской в кинофильме режиссера Никиты Михалкова "Раба любви"
© Sputnik / Пашвыкин
В фильме "Раба любви" Соловей была просто бесподобна: играя звезду немого кино, она показывает всю её незащищенность, её ужас перед реалиями жизни. Актриса смогла передать утопические желания актрисы о добре и справедливости так, что вызвала не циничные ухмылки, а полное понимание и сочувствие зрителей. Конечно же, в этом неоценимая заслуга постановщика, но и Соловей была на самом высоком уровне актерского мастерства. Кто видел эту ленту, тот никогда не забудет последнею сцену, когда неуправляемый трамвай мчит героиню в неведомую даль. Елена Соловей создала в этом фильме один из самых мощных поэтических образов не только советского, но и мирового кино.
После громкого успеха этого фильма Елена Соловей принимает участие в следующих проектах Никиты Михалкова, которые полностью утвердили его как выдающего режиссера и принесли мировую известность. В "Неоконченной пьесе для механического пианино" она создала образ Софьи Петровны, а в "Нескольких днях из жизни И.И.Обломова" она сыграла Ольгу Ильинскую.
За свою безупречную игру в "Неоконченной пьесе…", в фильме, который стал явлением в мировом кино, актриса получила ряд престижных премий и стала одной из самых востребованных актрис советского кинематографа.
В разные годы она с неизменным успехом снимается во многих фильмах, из которых отмечу леди Венделер "Клуб самоубийц, или приключения титулованной особы"("Приключения принца Флоризеля"), учительницу Кольцову в "Вам и не снилось", Чебоксарову в "Бешеных деньгах", сестру Текле в "Факте", паромщицу Дарью в "Деревенской истории", Клару Роше в "Ищите женщину", Полину Карповну в одноименной экранизации романа И.А.Гончарова "Обрыв", очаровательную в своей цепкости Регину в комедии "Блондинка за углом", соседку Клаву в фильме "Одинокая женщина желает познакомиться", где она вместе с великолепной Ириной Купченко создает дуэт, таких совершенно не похожих, но объединенных своим одиночеством женщин, миссис Миллиган в экранизации романа Гектора Мало "Без семьи", Марию Зенову в "Колье Шарлотты", Ирину в "Единожды солгав", Веру Самгину в "Жизни Клима Самгина".
Елена Соловей (слева) в роли Ольги Вознесенской и Олег Басилашвили (справа) в роли продюсера в фильме «Раба любви»
© Sputnik / Пашвыкин
Перечень указанных выше образов, созданных актрисой, говорит о её широком актерском диапазоне и о том, что Соловей могла быть убедительной буквально во всех киножанрах.
Как уже отмечалось, перед Еленой Соловей никогда не стоял выбор - семья или работа. Она всегда отдавала предпочтение семье, и это вызывает уважение. Она всегда заботилась о своих родителях, муже и детях, и это ставила выше всего. Когда в 1991 году развалилась огромная страна и будущее детей не имело никакой перспективы, Елена вместе с мужем приняла решение переехать на постоянное место жительство в США, где они поселились в небольшом городке Фэйрвью, что в штате Нью-Джерси. Муж работал в ювелирной мастерской, дети учились в колледжах и по возможности подрабатывали. Елена вела домашнее хозяйство, растила внучку Соню.
Но через некоторое время она начала играть в труппе Аллы Кигель в театре на Брайтоне, преподавала актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио в Нью-Джерси. Как актриса приняла участие в нескольких проектах в США, самым запоминающимся из них был известный телесериал "Клан Сопрано", где Соловей сыграла Бранку Лабински.
Однако, по собственному признанию, она была и остается истинно русской актрисой. В день своего юбилея Елене Яковлевне Соловей есть, чем гордиться: созданные ею образы, в первую очередь в картинах Никиты Михалкова, наделены потрясающей одухотворенностью, они парят над обыденностью, наделены не только неоспоримой внешней красотой, но и необычайной внутренней грациозностью. Благодаря этим несравненным актерским работам Елена Соловей, безусловно, заняла достойное место как в советском, так и в мировом кинематографе.