Бланки раздора: почему все же водители фур перекрыли трассу в Баку

В чем заключается проблема водителей грузовиков, которые занимаются международными грузоперевозками и не могут получать разрешение на работу – разбирался Sputnik Азербайджан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Недавняя акция протеста в Баку, во время которой водители фур перекрыли дорогу, снова актуализировала вопрос о том, на каких условиях выдаются разрешения на работу тем, кто занимается международными грузоперевозками, и как при этом обеспечивается справедливость.

Кто и как выдает бланки разрешений?

Как сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве цифрового развития и транспорта (МЦРТ), разрешения на международные грузоперевозки выдает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Азербайджана (ABADA).
В ответ на наш запрос пресс-секретарь ABADA Руслан Эльдароглу подтвердил, что структура обладает полномочиями распределять между перевозчиками бланки разрешений, что является важным экономическим инструментом в международных автомобильных перевозках.
По этому поводу между МЦРТ и ABADA достигнута договоренность, сказал он. Цель – регулирование доступа автомобильных перевозчиков на рынок международных автоперевозок, борьба с монополизмом, повышение профессионализма перевозчиков и водителей, а также улучшение позиций Азербайджана в международных рейтингах.
В целях совершенствования механизма реализации идет процесс распределения бланков разрешений ABADA через общественное объединение, представляющее перевозчиков.
В процессе распределения между перевозчиками и предпринимателями, наряду с контролем государственного органа, правом контролировать и вмешиваться обладает также их собственный и независимый эксперт, сказал он.
По словам Эльдароглу, для распределения бланков разрешений по принципу прозрачности и справедливости была создана специальная комиссия. Данная комиссия сформирована с участием представителей МЦРТ, Госслужбы автомобильного транспорта, экспертов, перевозчиков.
Для предотвращения злоупотреблений и осуществления удобных и гибких платежей внедрена система электронных платежей. ABADA разработала концепцию, признанную во всем мире и соответствующую международным стандартам.
На сегодня количество перевозчиков-членов ABADA достигло 125. Подготовлен полный перечень транспортных средств, находящихся на балансе данных перевозчиков, и на основе этого перечня формируется единая база транспортных средств, задействованных в международных грузоперевозках.

Что хотят водители фур?

Что касается недовольств по поводу раздачи бланков разрешений, то, по словам Эльдароглу, при их распределении имели место злоупотребления. Бланки разрешений относятся к категории документов ограниченного обмена. Это означает, что существуют ограничения по квоте, сказал он. Предприниматели, которые хотели использовать эти бланки в пределах определенного лимита, обладая правом на это, в соответствии с услугами, оказываемыми в перевозке, не могли получать бланки разрешения.
К сожалению, в законодательстве пока нет конкретных критериев для разрешений на перевозки, отметил Эльдарогу. Именно ABADA организует распределение этих критериев в виде стандартов, в соответствии с общепринятой мировой практикой: "Воспользоваться этой возможностью может каждый. Недовольства среди перевозчиков, осуществляющих международные грузоперевозки, больше выражаются в виде индивидуальных требований".
По его словам, были случаи, когда предприниматели продавали оставшиеся у них на руках неиспользованные бланки перевозчику, имеющему на балансе одно транспортное средство, по цене, во много раз превышающей пошлину.
По словам Эльдароглу, часто этот вопрос приобретал неверную интерпретацию, выдвигались необоснованные утверждения о том, что "торговля" бланками осуществлялась государственными чиновниками. Именно поэтому возникало беспокойство по поводу прозрачности при распределении бланков.
Теперь бланк разрешения можно получать не у какого-то предпринимателя и не по завышенной цене, а официально, на основании собственного заявления.
Представитель ABADA отметил, что этот процесс также напрямую стимулирует накопление всеобъемлющей базы данных о рынке международных грузоперевозок. Поскольку бланк разрешения является официальным документом, обмен этими бланками определяется межгосударственной совместной комиссией. Квоты рассчитываются для каждой страны, и с подписанным официальным документом осуществляется обмен бланков разрешений.
Бланк разрешений выдается на год.

Покупали подешевле, продавали подороже

Проблем с выдачей разрешений нет, причины недовольства совсем в другом, заявил, в свою очередь, эксперт в сфере транспорта Эльмаддин Мурадлы. По его словам, некоторые люди делают на бланках разрешения бизнес - покупают у одних и продают другим по более высокой цене.

"Некоторые люди договариваются с водителями грузовиков и получают разрешения в качестве их представителей. Бланки по 34 маната продают за 500-1000 долларов. У водителей на получение разрешения нет времени, вот они и доверяют эту работу другим. В результате зарабатывают те, кто занимается этой торговлей", - говорит эксперт.

По его словам, бланки разрешения бывают разными. Некоторые предназначены для перевозки грузов из Азербайджана в любую страну. Их много, к концу года даже остаются лишние, их приходится возвращать. А еще бывают разрешения на перевозку грузов в Россию. Некоторым они нужны, чтобы перевозить товары из Ирана и Турции в Россию. РФ предоставляет ограниченное количество таких бланков-разрешений.
Справедливое распределение разрешений происходит при участии перевозчиков, продолжает Мурадлы. Некоторые компании-перевозчики используют разные способы для получения этого документа.
"Хотя перекрывшие несколько дней назад дорогу водители-дальнобойщики пытались оправдать свои действия, на самом деле они формировали тем самым плохой имидж азербайджанских перевозчиков. Эти водители отдаляют азербайджанских перевозчиков от членства. Потому что они едут и создают проблемы за границей. Они не доставляют груз вовремя или уезжают в другие страны", - сказал он.
Редакция связалась с несколькими международными компаниями-перевозчиками, чтобы поговорить о проблемах с получением документов, но все они отказались говорить на эту тему. В компании Total Express сказали, что до сих пор у них не возникало проблем с получением разрешения на международные грузоперевозки.
Напомним, что утром четверга, 17 февраля, на территории Наримановского района столицы четыре грузовика перекрыли дорогу в знак протеста - водители выказывали недовольство действиями начальника Государственной службы автомобильного транспорта Анара Рзаева и начальника отдела Малика Алиева. Водители грузовиков требовали от государственного учреждения выдачи разрешений - из-за отсутствия соответствующих документов товары, перевозимые ими, портятся.
В связи с данным фактом следственный отдел Наримановского района возбудил уголовное дело по статье 233 (организация или активное участие в действиях, нарушающих общественный порядок) Уголовного кодекса АР. Согласно решению суда, двое водителей - Фахраддин Меликов и Миралам Мамедов - были приговорены к 30 суткам ареста по статьям 535 (неподчинение законному приказу сотрудника полиции) и 510 (мелкое хулиганство) Кодекса об административных проступках.
В официальном релизе министерство цифрового развития и транспорта АР возложило ответственность за противостояние между транспортной компанией и Государственной службой автомобильного транспорта на предпринимателя Рамиша Джафарова.
Ведомство отмечает, что предприниматель Рамиш Джафаров, которому принадлежат грузовики, устроившие ЧП в столице, ранее высказывал недовольство процедурой разделения разрешений между перевозчиками, требуя для себя более выгодных условий и большего количества разрешительных бланков.