БАКУ, 12 фев — Sputnik. После упразднения Закавказской советской федеративной социалистической республики ее границы пересматривались и уточнялись - в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов.
При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, сказал политолог Олег Кузнецов, комментируя заявление секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна о том, что граница между Арменией и Азербайджаном существует с советских времен, и была признана сторонами в 1991 году, при вступлении в СНГ.
Впервые во всемирной истории государственные границы между Азербайджаном и Арменией, как самостоятельными государственными образованиями, стали предметом обсуждения на Карсской мирной конференции 1921 года, напомнил политолог, заметив, что тогда эти страны именовались Азербайджанская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Армения.
Карсский мирный договор, подписанный 13 октября 1921 года и вступивший в силу 11 сентября 1922 года, установил, что государственные границы между Азербайджаном, Арменией, Грузией и Турцией как его странами, должны быть определены и установлены на местности, что впоследствии и было сделано.
30 декабря 1922 года была образована Закавказская советская федеративная социалистическая республика в составе Азербайджана, Армении и Грузии, объединившая в себе весь Южный Кавказ.
"В рамках данного государственно-политического образования было проведено первое межевание административных границ между ее странами-участницами, а в 1925 году был опубликован атлас административно-территориального деления ЗСФСР, который сегодня всякий желающий может увидеть в фондах отдела картографии Российской государственной библиотеки (Доме Пашкова "Ленинки") или в фондах отдела картографии Российской государственной исторической библиотеки", - отметил Кузнецов.
По его словам, впоследствии эти границы пересматривались и уточнялись в 1936-1937 годах сразу после упразднения ЗСФСР и вхождения советских республик Южного Кавказа напрямую в состав СССР, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов.
При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, заметил собеседник Sputnik.
В своем окончательном виде линия границы между Азербайджанской и Армянской ССР начала существовать с 1 января 1984 года, продолжает эксперт. По мнению политолога, о возвращении к ней мечтает сейчас официальный Ереван.
При этом, по его словам, руководство Армении прекрасно понимает, что единственным международно-правовым документом в вопросе демаркации и делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией был и остается Карсский мирный договор 1921 года, а единственной международно-признанной границей — делимитированная в соответствии с ним линия границы, существовавшая во время вхождения Азербайджана и Армении в состав ЗСФСР.
Ответ на вопрос, зачем Еревану надо, чтобы демаркация и делимитация азербайджано-армянской границы случились по картам времен СССР, прост. Армянское политическое руководство сейчас реально готово отдать все спорные с точки зрения этих карт территории, так как прекрасно понимает, что эти земли все равно за Арменией не удержать, отмечает Кузнецов.
Главная геополитическая задача для Пашиняна на сегодня, считает политолог, это удержание за Арменией Зангезура, который добровольно был передан ей Азербайджаном 1 декабря 1920 года, а поэтому на картах ЗСФСР, созданных в соответствии с условиями Карсского мирного договора 1921 года, отображен как территория Армении.
В Ереване прекрасно понимают, что в своих претензиях на Зангезур Азербайджан окажется без внешнеполитической поддержки со стороны Турции, продолжает политолог, указав, что Турция по условиям Карсского договора получила себе южную часть бывшего Батумского округа Российской империи.
По этой причине, если Азербайджан нарушит условия Карсского договора и заберет себе Зангезур, оборонять который у Армении сейчас нет ни сил, не средств, то Турция в одностороннем порядке будет вынуждена вернуть Грузии полученные от нее 100 лет назад территории.
"Турция, естественно, захочет сохранить свою территориальную целостность и вряд ли согласится на подобный размен землями себе в ущерб, поэтому вряд ли поддержит Азербайджан в его претензиях на Зангезур", - считает Кузнецов.
Однако, по его словам, в этой инициативе есть еще и чисто "технический" аспект, позволяющий превратить переговоры о линии границы в пустопорожние и беспредметные разговоры: "Нельзя исключать возможность того, что переговорщики со стороны Армении попытаются вести суть переговоров к обсуждению темы, по картам советского Закавказья какого именно года следует производить сегодня делимитацию и демаркацию государственной границы, чтобы в будущем эти переговоры оказались бы лишены всякого здравого смысла".
"Лично я не исключаю возможности появления именно такого "троянского коня" Еревана на переговорах о государственной границе, а обсуждаемая нами сейчас инициатива есть ничто иное, как прощупывание позиции официального Баку", - заключает Кузнецов.