На постсоветском пространстве, в том числе и в Азербайджане, медиа находятся не в самом хорошем состоянии. Присутствует много непрофессионализма, предвзятости и субъективизма, широко распространены фейковые новости.
С точки зрения прощания с прошлым и переходом на новую ступень (более лучшую как в количественном, так и в качественном плане) закон "О медиа" послужит началом для налаживания новых отношений между обществом и СМИ. Потому что социальный заказ азербайджанского общества, поставленный перед медиа, очень серьезный и емкий: от нас ждут беспристрастного и объективного анализа, честной подачи новостей, оперативного реагирования на ситуацию.
Кому при новом законе "О медиа" работать будет сложнее
Новый закон "О медиа" усложнит работу неких "акул пера" и "гиен ротационных машин", которым придется искать окольные пути, чтобы обойти закон. Я думаю, что работу таких горе-медиа надо не только усложнять, но и привлекать их к ответственности перед законом.
Другая сторона медали – проблема, с которой мы столкнулись 10 лет назад, и она существует до сих пор: финансирование некоторых СМИ из-за рубежа. Бесплатно сыр бывает только в мышеловке. Финансирование зачастую осуществляется для завуалированного давления на азербайджанское медиа. Увы, Фонд Сороса, "Фонд открытого общества", различные другие фонды пытались монтировать иную действительность в республике и манипулировать азербайджанскими медиа.
В различных странах предпринимают против этого действенные методы. Например, в России принят закон об иностранных агентах. В Грузии действует аналогичный закон, но под другим названием. В Прибалтике, Молдове, Украине тоже есть такой закон.
В Азербайджане принятие закона "О медиа" давно назрело. Он нужен для того, чтобы отсечь отечественные медиа от финансирования извне. Попытки влияния на настроения людей, давления на то или иное медиа путем неприкрытого вмешательства во внутренние дела, попытка изменить внутриполитическую ткань страны - это просто недопустимо.
Плюшки и антиплюшки для журналистов
Недостатки в законе "О медиа", конечно, есть. Законы никогда и нигде идеальными не бывают, их пишут люди.
Вопрос в том, что в законе "О медиа" есть два момента, которые необходимо особо выделить.
Первое – медиареестр или медийный реестр. Безусловно, есть те, кто сегодня называют создающийся медийный реестр неким "списком Шиндлера", и боятся, что те, кто в него не попадут, не смогут заниматься журналистикой. Говорят, мол, это попытка удавления СМИ, свободы слова, свободы волеизъявления. Нет, это не так. Медиареестр – это простая статистическая структура, которая даст возможность журналистам узаконить свои отношения с работодателем.
Да, ужесточились правила регистрации СМИ. Да, политические партии потеряли возможность и право руководить онлайн-СМИ, им разрешено владеть печатными изданиями.
Вместе с этим есть и определенные "плюшки" для журналистов. Одна из которых – возможность получения льготной ипотеки при приобретении недвижимого имущества.
Международный опыт
Закон "О медиа" расставил точки над "i" в вопросе деятельности азербайджанских медиа. Анахроническая, устаревшая, выцветшая, обветшалая структура под названием Национальный совет по телевидению и радио была ликвидирована, на ее базе был учрежден Аудиовизуальный совет. Подобный совет, к примеру, есть в Великобритании.
Можно, конечно, заявлять, что, мол, идет давление на медиа, надо выходить на улицы, требовать отмены, но это нонсенс, абсурд и маразм. В той же Великобритании медиа очень жестко регулируются. Например, есть Совет по прессе аналогичный нашему, есть Совет по рекламе и ряд других регуляторов.
Я очень рад, что в Азербайджане наконец начинается формирование национального регулятора по средствам массовой информации. Это не цензура. Нет, просто каждый человек должен знать, что он не просто несет моральную, но и юридическую ответственность за высказанные им слова. Это мое мнение.
В том же Сингапуре, Тайване, Южной Корее или Японии медиа очень жестко регулируется. Разве эти страны экономически неразвиты, люди там чувствуют себя плохо, их стесняют? А в тех же африканских странах всякий может написать, что угодно, но от этого они не становятся развитыми странами.
Кризисный маркетинг vs "мошенники пера
У британцев есть известная присказка: "Если ты такой умный, то почему такой бедный?". Если мы такие умные, то почему наши медиа не такие богатые? Да, есть определенные препоны в развитии медиа, существуют проблемы с рекламой, это все известно. Но пора перейти от слов к делу, пора начинать работать и думать, как нам стать финансово независимыми, как нам стать бизнес-единицей, пора уже реализовывать и претворять в жизнь кризисный маркетинг в медиа. Пора отсечь наши медиа от рейдерских захватов некоторых чиновников, пора положить конец тому, что некие "богатеи" владеют сразу несколькими сайтами.
Самое худшее, что я могу представить – это то, что есть некий человек, который сидит дома за своим ноутбуком, открыл несколько сайтов. Вся редакция состоит из стола, стула, ноутбука, и занимается попросту копипастом. Потом он начинает шантажировать всех и вся, чтобы добыть средства для существования.
Закон "О медиа" в любом случае является шагом вперед, потому что если велосипед не движется, то он падает. Необходимо двигаться вперед для развития. Я не думаю, что этот закон каким-то образом нивелирует ценности свободы слова, волеизъявления и высказывания.