Во время пресс-конференции в Ватикане для журналистов итальянских, ватиканских и международных СМИ был представлен азербайджанский фильм "Война армянских сепаратистов с храмами в Карабахе".
Делегация во главе с председателем УМК с 12 января находится в Ватикане, куда азербайджанские религиозные деятели приехали, чтобы обсудить восстановление и реконструкцию мечетей, церквей и храмов в освобожденном в ходе Отечественной войны Карабахе.
В состав делегации также входят представители религиозных конфессий Азербайджана - глава Азербайджанской общины горских евреев Мелих Евдаев, секретарь Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви архимандрит Алексей Никоноров, апостольский префект Азербайджана епископ Владимир Фекете. В рамках визита состоялась встреча главы Римско-католической церкви Папы Франциска с главой Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде.
Недавно благодаря посольству Азербайджана во Франции фильм был переведен и дублирован на французский язык и представлен СМИ Франции.
Об истории создания картины, а также о дальнейшей судьбе разрушенных религиозных объектов Карабаха Sputnik Азербайджан побеседовал с автором сценария и ведущей телеканала СВС Анастасией Лавриной.
- Анастасия, как появилась задумка фильма, с чего все началось, ваши впечатления от увиденного во время подготовки материала, что было самым трудным при создании сценария, съемок и монтажа?
- Злость, обида и разочарование от невозможности что-либо исправить – вот что я почувствовала, когда впервые увидела снимки этого практически полностью разрушенного за годы оккупации православного храма, в Ходжавендском районе Азербайджана.
Война на поле боя это одно, но война с религиозными объектами это чистой воды вандализм. Позиционируя себя хранителями христианского наследия на Южном Кавказе и призывая христианский мир помочь в борьбе с мусульманами, армянские оккупанты разграбили и уничтожили как мусульманские мечети, так и православные, и албанские храмы.
То, что не удавалось "арменизировать", просто разрушалось. Некогда величественное здание, возведенное в конце 19 века, превратилось в груду камней и руин на пустыре. Я дала себе слово рассказать об этом миру. Мне хотелось разрушить армянский миф, открыть глаза на правду тем, кто всё еще верит необоснованным обвинениям в адрес Азербайджана. Так появилась идея создать фильм.
Сценарий фильма готовился основательно. Мне было важно построить фильм на фактах и аргументах. Это и информация из архивов, книги, общение с религиозными деятелями, с историками.
Самым трудным было добраться до места, так как за период оккупации всю местность заминировали, даже внутри церкви. Требовалось время на разминирование. Непогода усложняла процесс.
Наша первая поездка не увенчалась успехом, съемки пришлось отложить, так как был риск наткнуться на мины, которые трудно вычислить на бездорожье, еще и в непогоду.
Вторая поездка была успешной. Однако, учитывая, что процесс разминирования в регионе продолжался, мы были очень осторожны. Где-то километр пришлось пройти пешком с аппаратурой. Спасибо всей команде, режиссеру, продюсеру, операторам, монтажерам - мы справились.
- Где и когда была премьера фильма, какие впечатления остались у зрителей от презентации картины?
- Премьера фильма состоялась на телеканале СВС 16 ноября прошлого года. Практически сразу фильм привлёк внимание широкой общественности. Мне стали присылать сообщения, в которых отмечалась важность фильма как сильного аргумента против армянской пропаганды.
До выхода фильма, об этом православном храме информации было не много.
Зрителей особенно заинтересовало сравнение, которое я провела в фильме между храмом Жён - Мироносиц в Баку и этим храмом в Ходжавенде, так как оба были возведены в конце 19 века, оба не использовались по назначению в советский период.
Однако, посмотрите в каком состоянии сегодня храм в Баку, который уже несколько раз реставрировался и в каком состоянии храм, который находится на территории, оккупированной Арменией до осени 2020 года.
- Как появилась идея о переводе фильма на разные языки, в каких странах демонстрировался фильм, как его восприняли иностранные зрители?
- Мне было важно представить этот фильм широкой аудитории, не только в Азербайджане, но и далеко за пределами нашей страны. К сожалению, есть страны, в которых активно распространяется дезинформация относительно ситуации в нашем регионе.
Помимо прочего, когда фильм вышел в свет, мои друзья и знакомые из разных стран, те кто не понимают русского языка, просили хоть на словах перевести им, о чем рассказывается в фильме. Так возникла идея перевести фильм на другие языки.
Моя большая благодарность нашим дипломатическим миссиям в разных странах, которые откликнулись на наше предложение. При поддержке посольства Азербайджана в Греции и посольства Азербайджана во Франции, фильм уже был переведен и дублирован на греческий и французский языки.
В этих странах к фильму отнеслись с большим интересом, даже представители армянской диаспоры. Разумеется, есть люди, которые пытаются очернить, пишут гадости, но все это пустословие, ни одного контраргумента так и не смогли представить, ведь с правдой не поспоришь.
- На какие еще языки будет переведена картина, где планируется показы?
- Сейчас пока активно работаем над продвижением фильма во Франции. В этой стране, на мой взгляд, особо важно, чтобы этот фильм посмотрели как можно больше людей, в том числе и политические деятели, которые предвзято настроены в отношении Азербайджана.
С аргументами, как говорится, не поспоришь, а вся информация, представленная в фильме сильно аргументирована.
В дальнейшем планируется представление фильма еще в ряде европейских стран и, разумеется, в России и в США. Мне бы хотелось, чтобы фильм вышел еще на итальянском, польском, немецком и английском языках.
- При общении с представителями РПЦ и государственной власти Азербайджана поднимался ли вопрос о ближайшем восстановлении храма, какова будет его судьба?
- На сегодняшний день стоит первоначальная задача очистить все прилегающие территории от наземных мин. Думаю, после будет проведена соответствующая работа по оценке нанесенного ущерба зданию и возможности его реставрации.
На кадрах видно, что храм был сильно повреждён за годы оккупации. Здание использовали как мишень, о чем свидетельствуют отверстия от крупнокалиберного оружия на фасаде здания. Всего в нескольких метрах от храма незаконные армянские вооружённые формирования построили полигон, этим самым нанеся страшный ущерб зданию.
Из этого можно предположить, что вопрос о дальнейшей судьбе здания будет подниматься, когда эти два пункта будут выполнены.
- Вы будете следить за судьбой этого конкретного храма?
- Я в целом слежу за ходом событий на освобождённых территориях Азербайджана. Хоть я и явлюсь заместителем председателя Русской общины Азербайджана, но меня интересует судьба всех религиозных объектов в Карабахе. Эта церковь в Ходжавендском районе не является исключением.
- Ваше мнение о дальнейшей судьбе религиозных объектов на освобожденных территориях - будут ли они восстанавливаться, когда?
- У меня нет никаких сомнений в том, что азербайджанская модель мультикультурализма будет применена и на освобождённых землях, куда, я надеюсь, уже вскоре начнут возвращаться теперь уже бывшие вынужденные переселенцы, среди которых есть и представители различных этнических групп.
Азербайджан на деле, а не на словах показывает всеми миру, что значит уважать и охранять все религиозные памятники. Это одна из причин почему все этнические группы республики живут в мире и согласии. Восстанавливаются как мечети, так и церкви, албанские храмы.
Работы очень много, но постепенно она реализуется. Один из примеров — это реставрация пришедшей в упадок албанской церкви в селе Хунарли в Ходжавендском районе. Я считаю, что высокую оценку тому, что делает наше государство должны дать во всем мире, потому что мы возвращаем первоначальный облик всем религиозным памятникам, которые пытались уничтожить или перестроить.