Реставрация святых римских катакомб Святых Марчеллино и Пьетро осуществлялась на основании двустороннего соглашения, подписанного в 2012 году между Фондом Гейдара Алиева и Святым Престолом. В церемонии открытия приняла участие первая вице-президент Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева.
Вторым совместным проектом стала реставрация музея-церкви Святого Себастьяна в комплексе катакомб, реализация которого началась в 2016 году, а открытие состоялось в 2018 году с участием первого вице-президента Азербайджанской Республики Мехрибан Алиевой и председателя Совета Понтифика по культуре Святого Престола Джанфранко Равази.
Следующими при финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева реставрировались барельеф "Встреча Папы Римского Льва I и императора гуннов Аттилы" в Базилике Собора Святого Петра и гробница Туллия Зетхуса, расположенная в катакомбах Базилики Ватикана.
В настоящее время завершаются реставрационные работы в катакомбах Святой Комодилии.
Что же из себя представляют римские катакомбы, где находятся и чем они знамениты.
Катакомбы Рима
Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться еще в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.
Римские катакомбы – это удивительный подземный мир Вечного города. Их случайно открыли в XVI веке и одним из первых захоронения начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.
Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.
В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 комплексов катакомб общей протяженностью 150-170 км. Согласно источникам, римские катакомбы обладали очень древней сетью, по подсчетам, здесь похоронено около 750 тысяч человек. Катакомбы привлекают внимание интересным стилем строительства: людей здесь хоронили в зависимости от должности, которую они занимали, и положения в обществе.
После IX века захоронений в римских катакомбах становится меньше. Можно сказать, что в течение 600 лет о них не было никакой информации. В XVI веке исследование катакомб возобновилось. Рабочие, выполнявшие в 1578 году земляные работы, обнаружили каменные плиты с надписями и изображениями. Это событие напомнило общественности о существовании римских катакомб.
Церемония открытия катакомб Святых Марчеллино и Пьетро, отреставрированных по инициативе Фонда Гейдара Алиева
© Photo : AZƏRTAC
С XIX века исследовательская работа в катакомбах вновь приобрела широкие масштабы. Согласно историческим источникам, катакомбы использовались во I-IV веках христианами для отправления религиозных культов и погребальных церемоний.
Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).
В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество.
Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро – первые, отреставрированные при поддержке Азербайджана
Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро с точки зрения истории и архитектуры занимают особое место среди древнейших христианских памятников. Из почти 60 катакомб, находящихся в окрестностях Рима, именно эти считаются для христианского мира наиболее важными и интересными памятниками.
Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м².
Согласно преданию, святые Марчеллино и Петр были казнены за пределами Рима в глухом малоизвестном месте, где мученикам пришлось самостоятельно расчищать участок для могил. После их тела нашли две женщины-христианки (Фирмина и Люцилла), чтобы перезахоронить на территории катакомб.
Самым старым источником информации о судьбе двух святых являются слова и записи папы Дамасия I — по легенде ему о мучениках рассказал сам палач, который после казни обратился в христианство.
Катакомбы были местом паломничества в течение многих веков — среди фресок обнаружены древние надписи и молитвы на разных языках, включая даже кельтские руны.
Захоронения в этих подземельях начались задолго до появления гробниц Марчеллино и Петра, а после того, как здесь были похоронены святые, многие знатные христиане тоже захотели устроить рядом свой семейный скреп. Поэтому здесь можно увидеть многочисленные кубикулы (семейные усыпальницы) — какие-то из них совсем просты, другие же украшены богатыми росписями.
Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро — часть старинного комплекса "У двух лавров" (Ad duos lauros), куда также входит расположенная над ними базилика и мавзолей святой Елены, матери императора Константина I. Этот император вошел в историю как первый римский правитель, официально принявший христианство, а его мать впервые привезла в Рим ценные реликвии, связанные с жизнью Иисуса Христа.
Сегодня мощи Елены хранятся в нескольких странах мира, они давно покинули мавзолей. Но он остается интересным памятником древнеримской архитектуры и свидетелем событий почти 1 700-летней давности.
Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) — предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марчеллино ему поведал лично их палач, — повелел украсить их монументальным мраморным декором.
Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.
Церемония открытия катакомб Святых Марчеллино и Пьетро, отреставрированных по инициативе Фонда Гейдара Алиева
© Photo : AZƏRTAC
Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты, например, сцена Богоявления с двумя фигурами волхвов, а по площади они третьи в Риме.
Обилие фресок — главная ценность этих подземелий. Самые ранние изображения были созданы еще в II-м веке нашей эры. К сожалению, не все рисунки расчищены, и наряду с яркими цветными фресками есть темные, едва различимые росписи. Большинство из них отражает те или иные библейские сюжеты: сцены Богоявления, историю пророка Ионы, Ноев ковчег и т.д.
Согласно названию катакомб, встречаются изображения святых Марчеллино и Петра, апостола Павла и других христианских мучеников. Среди росписей часто можно увидеть изображение Христа в образе Доброго пастыря, а также сцены крещения и библейских чудес.
Интересно: среди христианских мотивов выделяется фреска с историей Орфея, отправившегося в ад за своей возлюбленной Эвридикой. Считается, что первые христиане видели в этом нечто сходное с воскрешением Христа.
Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести над катакомбами небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями.
В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).
Много лет подземные ходы были заброшены, лишь в 19-м веке их заново открыли для мира археологи. Однако еще долго здесь велись раскопки, очищались древние фрески, и зона была доступна лишь для ученых.
При поддержке Фонда Гейдара Алиева была восстановлена на стенах галерей великолепная роспись. Три года шла реставрация пяти подземных помещений – эти катакомбы еще больше, чем катакомбы Святого Себастьяна и составляют 15 километров.
Там находится не менее восьмидесяти подземных помещений с росписью. С помощью Азербайджана была выполнена реставрация, используя очень современное оборудование на основе лазера. Были обнаружены рисунки, которых прежде вообще не было видно. В частности, фрески Орфея, играющего на арфе, библейского пророка Даниила, брошенного в ров со львами, сцены из загробной жизни.
В катакомбах Святых Петра и Марчеллино похоронено очень много мучеников, над самими катакомбами располагается еще одно очень ценное захоронение - Елены, матери императора Константина. Но самое главное - эти катакомбы, в отличие от катакомб Святого Себастьяна, никогда, вообще никогда не были открыты для посетителей!
Катакомбы Святого Себастьяна
Катакомбы Святого Себастьяна, где располагается также очень хороший музей, насчитывают более тысячи саркофагов. Их состояние было очень критическим, потому что их реставрацией, тем более - в мраморе, никогда не занимались. С ценной помощью Фонда Гейдара Алиева Ватикан смог, наконец, начать работы по их восстановлению.
Катакомбы Святого Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан — строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа.
Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен Святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.
Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.
У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла, о чем могут свидетельствовать символы и надписи, посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст святого Себастьяна, выполненный Бернини.
Над катакомбами по распоряжению императора Константина, который известен тем, что прекратил преследование христиан был построен большой собор. В соборе обнаружены саркофаги, некоторые из них – очень ценные. Они выполнены из мрамора, и примечательны своим роскошным убранством, их могли позволить себе только очень богатые люди. Сейчас уже невозможно восстановить их имена, можно лишь определить – были ли это мужчины, женщины, или дети и судить о знатности их рода.
Маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики Святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке. В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.
Фонд Гейдара Алиева отреставрировал пять больших саркофагов, а также более 50 фрагментов саркофагов меньшего размера. На одном из саркофагов удалось восстановить очень красивое изображение знаменитого библейского Лота с дочерями, убегающего из пылающего Соддома. Это прекрасное, старинное изображение было покрыто темной пленкой, налет удаляли высокоточными инструментами.
Катакомбы Святой Комодилии
© Photo : Heydar Aliyev Foundation
При помощи Фонда Гейдара Алиева также удалось полностью вернуть мрамору его изначальный цвет. Это большой шаг для ученых, изучающих саркофаги: они смогли понять, каким образом в ту эпоху окрашивали мрамор, а цвета были просто изумительными – зеленый, красный, золотой.
26 сентября 2018 года в Риме состоялось открытие катакомб Святого Себастьяна, отреставрированных Фондом Гейдара Алиева. В церемонии приняла участие первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева и председатель Совета Понтифика по культуре Святого престола и Папской комиссии по священной археологии, кардинал Джанфранко Равази.
Катакомбы Святой Комодилии
Совместная работа Азербайджана и Ватикана по спасению культурных ценностей продолжается до сих пор: при содействии Фонда Гейдара Алиева в 2020 году прошли восстановительные работы в катакомбах Святой Комодилии.
Катакомбы Святой Комодилии расположены на территории VIII района Рима. В них находятся артефакты, относящиеся к раннехристианскому периоду, известны как захоронение христианских мучеников Фелисио и Адауктуса и в период средневековья оно являлось местом поклонения верующих. Большое религиозное и историческое значение имеют фрески первого христианского мученика святого Стефана, изображения передачи ключей от рая пророком Иисусом апостолу Петру, а также настенные рисунки на другие темы.
До начала сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева на этой достаточно хрупкой части катакомб Комодилии не проводились реставрационные работы. Их проведение создало уникальную возможность для исследований и анализа рисунков. Вследствие хрупкости структуры памятников в ходе работ использованы современные технические оборудования и методы. Кроме того, в центре внимания ученых находится техника создания рисунков, используемые краски и другие материалы фресок.
Строительство в 50-х годах двадцатого столетия на этой территории Рима жилых зданий оказало негативное влияние на статику катакомб и, если бы не поддержка Фонда Гейдара Алиева, эта часть комплекса, имеющая большую археологическую ценность, могла разрушиться. Проект по реставрации при поддержке Фонда комплекса катакомб, расположенных на территории, где отмечается большая застройка, вызвал радость у жителей района. Представители Ватикана и власти Рима считают, что реставрационные работы повысят интерес общественности и туристов к этому историческому памятнику, а также послужат его сохранению для будущих поколений.
Барельеф "Встреча Папы Римского Льва I и Гуннского императора Атиллы"
Мраморный барельеф, изображающий легендарную встречу понтифика Льва I Великого и вождя гуннов Атиллы – одно из художественных сокровищ Ватикана. Работа была изготовлена для собора Святого Петра в середине XVII века выдающимся скульптором из Болоньи Алессандро Альгарди. После восшествия на престол папы Иннокентия X Альгарди стал придворным скульптором Ватикана. Именно по папскому заказу он создал барельеф, изобразив встречу Льва I с вождем гуннов в экспрессивной манере, соответствующей барочной традиции. Работа над произведением длилась десять лет и завершилась в 1656 году.
Катакомбы Святой Комодилии
© Photo : Heydar Aliyev Foundation
Реставрация барельефа проводилась в рамках договора между Фондом Гейдара Алиева и Археологическим советом Святого престола, подписанного в феврале 2019 года. В феврале 2020-го, перед началом работ, президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева в ходе визита в Ватикан посетили базилику собора Святого Петра, осмотрев в числе прочего работу Алессандро Альгарди. Менее чем год спустя скульптурная композиция предстала перед зрителями в обновленном виде.
Помощь Азербайджана в сохранение мирового исторического и культурного наследия
За много лет Фонд Гейдара Алиева отреставрировал во многих странах ряд объектов мирового наследия человечества.
Среди них - католические памятники в Ватикане и Италии. Во Франции отреставрированы 7 церквей, относящихся к X-XII векам, а также витражи Страсбургского Кафедрального собора, отреставрированы памятники в парке Версальского дворца в Париже.
Фонд принял участие в восстановлении Берлинского замка, разрушенного и сожженного в годы Второй мировой войны. В болгарском городе Велико-Тырново отреставрирован архитектурно-музейный заповедник "Трапезица".
В российской Астрахани к 1025-летию крещения Руси на площади перед храмом Святого Владимира при поддержке Фонда Гейдара Алиева был возведен четырехметровый монумент - памятник крестителю Руси князю Владимиру, а Патриарх Кирилл в 2017 году наградил президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиеву орденом святой равноапостольной княгини Ольги II степени.
Фонд Гейдара Алиева давно помогает Ватикану в реставрации художественных и исторических ценностей.
В 2012 году президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева и председатель Папской комиссии по священной археологии, кардинал Джанфранко Равази подписали первое соглашение о сотрудничестве: тогда фонд взял на себя помощь папскому престолу в реставрации знаменитых римских катакомб – места погребения первых христиан и христианских мучеников.
В 2014 году завершились реставрационные работы в катакомбах Святых Марчеллино и Пьетро, в 2018-м – в катакомбах Святого Себастьяна, в музее-церкви Святого Себастьяна, в гробнице Туллия Зетхуса, расположенной в катакомбах ватиканской базилики.
По словам кардинала Равази, он обратился к христианам всего мира в связи с реставрацией катакомб Святых Марчеллино и Пьетро, столкнувшихся с угрозой разрушения, однако не получил положительного ответа и лишь Фонд Гейдара Алиева отозвался на этот призыв. Фонд Гейдара Алиева Азербайджана – мусульманской страны оказал большую поддержку сохранению этой духовной ценности христиан.
Реализация Фондом Гейдара Алиева проектов, связанных с реставрацией катакомб, расценивается как вклад мусульманского мира в святые памятники христианского мира. По словам представителей Ватикана, вклад, внесенный Фондом Гейдара Алиева, функционирующим в мусульманской стране, в искусство и духовные ценности христианского мира, является первым таким событием в истории Рима, что обусловлено исторической ролью, которую Азербайджан играет в налаживании отношений между религиями и культурами.
Церемония открытия катакомб святого Себастьяна, отреставрированных Фондом Гейдара Алиева
© Photo : AZƏRTAC
По словам президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой, между Азербайджаном и Святым престолом налажены очень широкие братство, дружба.
"Осуществляемое в последние годы сотрудничество между Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры Ватикана в гуманитарной сфере является частью нашего общего сотрудничества. Кардиналу Равази принадлежит особая роль в укреплении этого сотрудничества. Именно кардинал Равази предложил реставрацию катакомб Святых Марчеллино и Пьетро, и мы вместе довели данный проект до конца. В 2014 году мне посчастливилось увидеть эти катакомбы, и я пережила незабываемые чувства. Я ознакомилась с проводимыми там реставрационными работами и увидела как использование современных технологий, так и тончайшую ручную работу работающих там людей. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность всем, кто принимал участие в реставрации катакомб, в особенности профессору Бисконти", - заявляла в Риме первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева.
По ее словам, за прошедшие годы Азербайджан посредством деятельности Фонда Гейдара Алиева продемонстрировал, что республике одинаково дороги все элементы культурного наследия. Христианские катакомбы, несмотря на их географические, культурные и религиозные ограничения, считаются образцами всемирного наследия и поэтому эти памятники должны охраняться и пропагандироваться.
Реставрация Фондом Гейдара Алиева исторических, религиозных, культурных памятников мирового значения, имеет важное значение и с точки зрения пропаганды и достойного представления Азербайджана в мире, вкладом страны в межрелигиозный и межкультурный диалог.