Ариадна Шенгелая: синтез изысканной красоты и актерского таланта

Если бы Шенгелая снялась в каком-то фильме в роли без слов, то все равно запомнилась бы зрителям: дело не только в красоте, но и в потрясающей внутренней энергетике, которой искрились ее глаза.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В 1964 году на экранах СССР с большим успехом демонстрировалась музыкальная комедия режиссера Шамиля Махмудбекова "Ромео, мой сосед". Этот фильм являлся одноименной экранизацией мегапопулярной оперетты азербайджанского композитора Рауфа Гаджиева, которая была с триумфом встречена на сценах театров огромной страны.
Экранизация сделала произведение Рауфа Гаджиева еще более популярным, и в этом заслуга не только самого маэстро, музыка которого просто очаровывала всех зрителей. Достаточно сказать, что одной из песен, звучащих в этом фильме, была знаменитая Sevgilim ("Любимая").
Однако вкупе с восхитительной музыкой Гаджиева в фильме отчетливо виделась удачная работа Шамиля Махмудбекова, тогда еще начинающего режиссера-постановщика.
К работе был привлечен восхитительный актерский состав - Адиль Искандеров, Ипполит Хвичиа, Микаэлла Дроздовская, Сиявуш Аслан, Софья Басирзаде, Надежда Самсонова.
Но не ошибусь, если отмечу, что кроме чарующей музыки и искрометного юмора, одной из основных причин, привлекающих зрителей к этому фильму, была потрясающей красоты актриса, исполняющая главную роль - Нонны.
Этой молодой актрисой, обладательницей изысканной и тонкой красоты, была Ариадна Всеволодовна Шенгелая, которой сегодня исполняется 85 лет.
Родилась будущая звезда советского кинематографа 13 января 1937 года в Ташкенте. Отец ее по национальности немец, а мать - русская, и девичья фамилия красавицы была Шпринк. Это потом, выйдя замуж за грузинского режиссера Эльдара Шенгелая, Ариадна взяла его фамилию.
Кадр из кинофильма "Фуртуна".Актриса Ариадна Шенгелая в роли партизанки Заны.
Обладательница чарующей красоты и древнегреческого имени с самых малых лет мечтала о театре и кино. Родные поддерживали ее в этом стремлении.
Окончив школу, юная Ариадна смело подала документы во ВГИК и с первой же попытки поступила в этот элитный вуз. Приемная комиссия не могла не видеть, что она прямо создана для сцены и экрана. И дело тут не только во внешних данных, но и в таланте, который был виден невооружённым взглядом. Мастером её курса стал знаменитый актер Белокуров.
После успешного окончания вуза молодая талантливая актриса была принята в труппу Русского драматического театра имени Грибоедова в Тбилиси, на прославленной сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра" и роль Анны Франк в спектакле "Дневник Анны Франк" по Гудричу и Хеккету.
Но все же большинство поклонников знают и любят актрису по её работам в кино. Ариадна начала сниматься с 1957 года, дебютом стала роль Ирины Ледневой в фильме "Екатерина Воронина".
Кадр из кинофильма "Гранатовый браслет", 1965 год. Режиссер Абрам Роом. В роли княгини Веры Николаевны Шеиной - актриса Ариадна Шенгелая.
Сначала режиссеры использовали внешность актрисы - она снялась в роли Татьяны Лариной в фильм-опере "Евгений Онегин", была в образе невольницы в фильме Ивана Пырьева "Белые очи" по произведению Достоевского и в ряде других фильмов играла роли второго плана.
Но по-настоящему ее талант раскрылся в одноименной экранизации режиссера Сергея Алексеева произведения Оноре де Бальзака "Евгения Гранде". Несмотря на юный возраст, Ариадна блистательно сыграла главную роль, не затерявшись среди мастеров старой актерской школы и уже известных Михаила Козакова и Никиты Подгорного.
Несмотря на то, что по происхождению Ариадна немка, многие отличали её поистине восточную красоту. Тем не менее, Ариадна блистательно создавала на экране образы как и исторические, так и современные, при этом различных национальностей.
В конце 50-х и в начале 60-х годов прошлого столетия Ариадна Шенгелая становится одной из самых известных молодых актрис советского кинематографа.
Актриса Ариадна Всеволодовна Шенгелая
Не каждой актрисе дано не затеряться под тенью великой Фаины Раневской. Шенгелая смогла сделать это в популярной комедии "Осторожно, бабушка!", где Ариадна играла внучку героини Раневской. Этот фильм известного режиссера Надежды Кошеверовой был очень успешным и еще более упрочил позиции Ариадны в кино.
Затем последовало "Увольнение на берег" Феликса Миронера, где Ариадна сыграла Женю, а партнером её был дебютировавший в кино Лев Прыгунов, далее она сыграла Марию в "Белом караване" Эльдара Шенгелая.
Почти одновременно с "Ромео, мой сосед", Шенгелая снималась в фильме выдающегося советского режиссера Абрама Роома "Гранатовый браслет" по произведению великого Александра Куприна.
Роли современной бакинской девушки Нонны в "Ромео, мой сосед" и княгини Веры Николаевны Шеиной в "Гранатовом браслете" совершенно разные. Но Шенгелая смогла быть убедительной как в музыкальной комедии, так и в экранизации купринского шедевра. Более того, за роль княгини Шеиной Ариадна была удостоена звания "Лучшая актриса года".
Наверное, если бы Шенгелая снялась в каком-то фильме в роли без слов, то она все равно запомнилась бы зрителям. И дело тут не только в красоте, но и в потрясающей внутренней энергетике, которой искрились ее глаза.
Актриса Ариадна Шенгелая.
Вспомним экранизацию пушкинского "Выстрела" режиссера Наума Трахтенберга, где она играет роль графини. Роль небольшая, но как Шенгелая передает нюансы переживаний своей героини. В этом фильме играли такие мастера, как Михаил Козаков, Олег Табаков, Юрий Яковлев и у них было намного больше экранного времени, чем у Ариадны. Однако она смогла сделать так, что превратила своего персонажа в одного из главных.
А как искрометно она играет княгиню Вахвари в шедевре Георгия Данелия "Не горюй!". Блистательная Ариадна в роли музы композитора Листа, княгини Витгенштейн в фильме "Ференц Лист. Грезы любви". Она традиционно хороша в фильме Эльдара Шенгелая "Чудаки", в роли Кассандры в киноленте "Дмитрий Кантемир", где ее партнером был Михай Волонтир. Спустя много лет они вновь встретятся на съёмочной площадке в картине "Возвращение Будуллая", где Шенгелая создала запоминающий образ военврача.
Отмечу, что роль Нонны в "Ромео, мой сосед" - не единственная работа Ариадны с азербайджанскими кинематографистами. В начале семидесятых годов выдающийся азербайджанский кинорежиссер Эльдар Кулиев приглашает актрису на роль Саиды в своем фильме "Главное интервью".
Актриса Ариадна Шенгелая в фильме "Гранатовый браслет"
Очень тонкий фильм, заставляющий задумываться над человеческими ценностями, и в котором Шенгелая сыграла просто превосходно. Дуэт Гаджимурада Ягизарова и Ариадны Шенгелая в этом фильме был безупречен.
А в конце семидесятых она играет в фильме великого Арифа Бабаева "Простите нас", снятом по произведению Юрия Бондарева. Ариадна играет Клару, и их сцены с Гасаном Мамедовым являются украшением этой ленты.
Актриса высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась ролей второго плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры кино.
Вспомним ее добрейшую Марию в сказке "Ученик лекаря" Бориса Рыцарева, невозмутимую маму в фильме Инессы Селезневой "Вот так история…", властную Анну Самборскую в "Голове Горгоны" Юрия Мастюгина и целый ряд других персонажей, созданных актрисой в различных фильмах.
Актриса Ариадна Шенгелая в сцене из кинофильма "Угол падения"
Что касается личной жизни актрисы, то ее брак с Эльдаром Шенгелая распался через 22 года. Через некоторое время Ариадна вышла во второй раз замуж, за актера дубляжа Игоря Копченко. Но в 2003 году сердечный приступ унес жизнь Игоря.
Больше Ариадна замуж не вышла. Она переехала из Москвы в Тбилиси и отдалась воспитанию внуков, а затем и правнуков.
Последнюю свою кинороль она сыграла в возрасте 65 лет и затем не снималась. Однако достаточно окинуть взором фильмографию этой великолепной разнохарактерной актрисы и потрясающе красивой женщины, чтобы осознать - Ариадна Всеволодовна Шенгелая была явлением советского кинематографа, и её вклад в кино весом и незабываем.