Правление Центрального банка Азербайджана к концу уходящей недели приняло решение повысить учетную ставку с 7% до 7,25%. Нижняя граница процентного коридора сохранена на уровне 6%, а верхняя граница повышена с 8% до 8,25%.
Это не первое повышение учетной ставки за год. В конце октября было принято решение о ее повышении с 6,5% до 7%. Тогда нижняя граница процентного коридора была сохранена на уровне 6%, а верхняя граница повышена с 7% до 8%.
Инфляция на уровне 6,2%
Согласно сообщению ЦБА, инфляционное давление продолжало расти после последнего заседания Совета по денежно-кредитной политике Азербайджана. Согласно официальной статистике, месячная инфляция в ноябре составила 1,5%, а 12-месячная инфляция - 11,1%.
Среднегодовая инфляция в январе-ноябре составила 6,2%, а среднегодовая базовая инфляция - 3,9%. Рост инфляции продолжается для всех подгрупп товаров и услуг.
В ноябре индекс цен на продукты питания вырос на 1,9% по сравнению с предыдущим месяцем, а годовая инфляция на продукты питания составила 14,9%. Среднегодовая продовольственная инфляция в январе-ноябре была равна 7,4%.
Цены на непродовольственные товары в ноябре выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 0,5%, а за последний год - на 7,1%. Среднегодовая непродовольственная инфляция в январе-ноябре составила 4,8%.
При этом, услуги подорожали на 1,6% в ноябре и на 9,1% - в прошлом году. Среднегодовая инфляция услуг в январе-ноябре составила 5,4%.
Первый агроэкспресс в Россию
Для увеличения поставок сельской продукции из Азербайджана в Россию в дальнейшем очень важно правильно выстроить логистику. Уже отправлен первый железнодорожный состав в рамках проекта агроэкспресс, сообщил вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев.
Министр отметил, что в последнее время наблюдается значительный рост поставок сельскохозяйственной продукции на российский рынок - за 10 месяцев 2021 года эта цифра составила $450 миллионов.
Кроме того, обе страны работают над расширением сотрудничества по энергетике. Российская нефть уже несколько лет транспортируется по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
"Помимо взаимных поставок электроэнергии, идет также основательная работа в трехстороннем формате по созданию международного энергокоридора Север-Юг", - отметил Мустафаев.
Главная причина роста экономики
За первые девять месяцев 2021 года в Азербайджане был зафиксирован рост экономики на уровне 4,8%, чему способствовало сильное расширение обрабатывающей промышленности, говорится в отчете Азиатского банка развития (АБР) "Перспективы развития Азии (ADO) 2021".
АБР повысил прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) в Центрально-Азиатском регионе в 2021 году с 4,1% до 4,7%. Рост ВВП в регионе отражает улучшенный прогноз Азербайджана, Грузии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана по общему устойчивому экономическому восстановлению за первые три квартала текущего года.
В прогнозе указывается, что в следующем году ожидается рост экономики в субрегионе до 4,4% за счет лучших перспектив для Азербайджана, Армении, Казахстана и Таджикистана.
"Лукойл" обнародовал планы по "Шахдениз"
После приобретения у малазийской компании Petronas 9,99% доли в проекте "Шахдениз", российская компания "Лукойл" не будет пытаться стать оператором проекта за счет покупки более крупной доли, заявил глава компании Вагит Алекперов.
По его словам, "Лукойл" устраивает существующая доля в месторождении "Шахдениз".
"Нас устраивает, как британская компания BP справляется с миссией оператора", - сказал Алекперов.
Транспортный коридор между ИРИ и АР
Посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави сообщил в своем Twitter об активизации нового коридора между ИРИ, Азербайджаном, Грузией, Черным морем и Европой.
Коридор будет активирован между Пакистаном, Ираном и Турцией после испытательного ввода в эксплуатацию коридора Север-Юг (Финляндия, Россия, Азербайджан, Иран, Персидский залив и Индия), сообщил дипломат.
Напомним, на повестке стоит открытие маршрута Персидский залив - Черное море через Иран, Азербайджан и Грузию. В рамках этого маршрута 144 грузовика из трех стран с 22 декабря начнут перевозить грузы из Тебриза иранской провинции Восточный Азербайджан.
Валютные резервы выросли
В январе-ноябре этого года стратегические валютные резервы Азербайджана увеличились на 4,4% или $2,2 млрд до $53 млрд, говорится в отчете Центрального банка Азербайджана.
При этом, резервы ЦБ выросли на 10,2% - до $7 млрд. Если текущие тенденции сохранятся, в 2022 году ожидается значительный профицит платежного баланса.
Отмечается, что, хотя спрос на валютных аукционах, проводимых в ЦБА со времени последнего заседания, увеличился, в целом баланс на валютном рынке сохранился, а курс национальной валюты в течение года показал стабильность.
Согласно сообщению ЦБ, с начала года денежная база в Азербайджане увеличилась всего на 5,1%.
Ссудный портфель банковской системы в ноябре увеличился на 1,8%, за 11 месяцев - на 15%. Этот рост в основном осуществляется за счет увеличения депозитов. В ноябре манатные депозиты увеличились на 3,5% по сравнению с предыдущим месяцем и на 29% или на 2,8 млрд манатов по сравнению с началом года.
ВВП выросло на 5,3%
В отчете указывается, что за 11 месяцев 2021 года валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 5,3% в реальном выражении, в том числе на 6,4% в ненефтегазовом секторе. В ненефтегазовой отрасли экономический рост составил 20,9%, а в сельском хозяйстве - 3,8%.
За 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот розничной торговли увеличился на 3%, в том числе по продовольственным товарам на 2,7%.
По результатам мониторинга реального сектора, проводимого Центробанком, средний индекс делового доверия за последние 12 месяцев в ноябре имел тенденцию к росту во всех секторах. В то же время увеличились заказы в ненефтяной промышленности и строительстве, а ожидания продаж в сфере торговли увеличились.
Ощутимый рост за десять месяцев
В январе-ноябре 2021 года в Азербайджане произведено валового внутреннего продукта (ВВП) на 80,6 миллиарда манатов, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в отчете Государственного комитета по статистике АР.
При этом добавленная стоимость в нефтегазовом секторе экономики увеличилась на 2,7%, а в ненефтегазовом секторе - на 6,4%.
Согласно отчету, 41,6% ВВП приходится на производство, 10,1% - торговлю, ремонт транспортных средств, 7% - транспорт и складское хозяйство, 6,4% - сельское и лесное хозяйство, рыболовство, 4,9% - строительство, 1,8% - информацию и связь, 1,2% - туристическое размещение и питание, 18,2% на долю других сфер экономики.
При этом ВВП на душу населения за указанный период составил 8055,3 маната.
Больше нефти
В ноябре 2021 года суточная добыча нефти (включая конденсат) в Азербайджане составила 708,4 тысячи баррелей, против 704,4 тысячи баррелей в октябре, сообщили в Минэнерго. Так, из общего объема добычи в ноябре 588,9 тысячи баррелей пришлись на сырую нефть и 119,5 тысячи баррелей - на конденсат.
Напомним, соглашение, достигнутое на 21-м заседании министров стран ОПЕК+, предусматривало увеличение суточной добычи нефти в Азербайджане еще на 7 000 баррелей в ноябре - до 647 000 баррелей и обязательство по сокращению на 71 000 баррелей.
Согласно договоренности, достигнутой на 22-м заседании министров, обязательство Азербайджана сократить добычу в декабре составило 64 000 баррелей в день. Это позволяет стране добывать сырую нефть в декабре на 7 000 баррелей в день больше, чем в прошлом месяце - до 654 000 баррелей.
Зангезурский коридор свяжет Азию с Европой
Зангезурский коридор обеспечит кратчайший сухопутный маршрут из Азии в Европу и окажет важное влияние на развитие транспортных связей всего региона. Об этом сказал министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев на конференции по транспорту Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН).
"Трехстороннее заявление, подписанное главами Азербайджана, России и Армении 10 ноября 2020 года, содержит пункт о транспортном коридоре, который свяжет западные районы Азербайджана с Нахчываном. Этот коридор не только поможет расширить транспортную интеграцию на Южном Кавказе, но и обеспечит кратчайший наземный путь из Азии в Европу", - отметил Набиев.
Министр также добавил, что Азербайджан открыт к расширению межрегиональных транспортных связей и интеграции Азии в европейскую транспортную инфраструктуру.