БАКУ, 16 дек — Sputnik. В день памяти советского азербайджанского джазового композитора и пианиста, заслуженного артиста, одного из великих джазовых пианистов XX века, деятели культуры и искусства поделились со Sputnik Азербайджан своими воспоминаниями о Вагифе Мустафазаде.
Известный художник Азер Сафаров в молодости занимался музыкой. Вот как он вспоминает свою встречу со знаменитым музыкантом:
Азер Сафаров
© Sputnik / Shahperi Abbasova
- Я очень увлекался музыкой. Мы создали свой ансамбль из нескольких человек. В советское время ансамбль должен был функционировать при какой-нибудь организации. Мы были при "Азернешре". Нам сказали – даем вам зал, плату за аренду с вас брать не будем, взамен вы будете давать концерты в нашем зале в особые дни. Мы и согласились. Вагиф Мустафазаде приходил туда, и однажды он зашел познакомиться с нами. А мне сказал: "Ты похож на меня. И пальцы твои похожи на мои". И он не раз мне говорил – если продолжу заниматься музыкой, меня ждет прекрасное будущее".
В то время молодые девушки принимали Азера Сафарова за Вагифа. Даже просили у него автограф: "Узнав, что я не Вагиф, смущались. А иногда я и не говорил, что не Вагиф".
Азер Сафаров
© Sputnik / Shahperi Abbasova
Супруга Вагифа Мустафазаде Элиза Мустафазаде 1 ноября 1971 года инициировала создание вокально-инструментального ансамбля "Севиль". В нем пели только женщины-вокалистки, Вагиф Мустафазаде сопровождал их на пианино и являлся художественным руководителем группы. Одной из вокалисток группы с 1975 года была Рена Талыбова.
Вот как она вспоминает эти дни:
- В тот год Вагиф уехал в Москву записывать диск. Он поручил своей супруге Элизе найти для группы новую исполнительницу. Она побывала в Консерватории, музыкальной школе, но не нашла подходящую кандидатуру и решила пойти в школу имени Бюльлюля.
В то время многие девушки мечтали петь в женском ансамбле "Севиль".
- В тот день меня не было в школе. Элиза ханум проверила несколько молодых исполнительниц, но ей никто не понравился. Потом моя одноклассница рассказала ей обо мне, дала ей мой номер телефона. Эльза ханум проверила меня и пригласила вместе с другими вокалистками к себе домой. В то время, чтобы попасть в этот ансамбль, нужно было не только обладать талантом, но и быть профессиональным исполнителем".
По ее словам, Мустафазаде не любил не пунктуальных людей: "Он обладал незаменимыми человеческими качествами. Вагиф муаллим то много шутил, то говорил очень серьезно. Он всегда говорил - на одном таланте далеко не уйдешь. Всего должно быть поровну - 50% таланта, 50% - труда. Надо всегда работать над собой. С нами он был очень дружелюбным".
Люди в большинстве случаев не воспринимают новшества. Когда Вагиф был молод, ни его искусство, ни его образ не принимались. Великого джазмена даже называли "хулиганом". Вот как вспоминает джазмена народный артист Джаван Зейналлы:
- В 60-е годы Вагиф приходил в Консерваторию, играл джаз. Он не был студентом Консерватории. Но когда он приходил туда, для всех это был большой праздник. Особенно его любили девушки. Он играл на рояле, и все девушки собирались вокруг него. А джаз в то время называли "хулиганской" музыкой.
Творчество Мустафазаде пришлось на 60-е годы. Это был период рассвета джаза в СССР. Известный американский критик и музыкант сказал в то время: "Мустафазаде - пианист экстра класса, которому трудно найти равных в джазе. Это самый лиричный пианист, которого я слышал" .
Композитор, пианист, основоположник джаз-мугам родился 16 марта 1940 года в Баку. В 1979 году Вагифу Мустафазаде было присвоено звание заслуженного артиста Азербайджана. Он участвовал в джазовом конкурсе, проводившемся в Монако в том же году, и стал победителем этого конкурса. Видный джазмен умер от сердечного приступа 16 декабря того же года в возрасте 39 лет во время концерта в Ташкенте.
В 1982 году он был посмертно удостоен Государственной премии Азербайджана.