БАКУ, 24 окт — Sputnik. На прошлой неделе в Баку произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли люди. На участке трассы Баку-аэропорт на территории Сураханского района грузовик марки Mercedes врезался в пассажирский автобус, курсировавший по маршруту номер 171. В результате аварии погибли пять и пострадали 25 человек.
Происшествие еще раз показало, насколько опасными могут быть аварии с участием грузовых автомобилей. По мнению специалистов, действенной мерой в решении проблемы может сыграть внедрение тахографов
Правила, которые никто не соблюдает
Эксперт по вопросам транспорта Эльмаддин Мурадлы в беседе со Sputnik Азербайджан прежде всего отметил, что во многих странах к работе водителей грузовиков подходят серьезно, потому как ДТП с их участием имеют часто тяжелые последствия.
Контролировать движение крупнотоннажных автомобилей можно с помощью тахографа. Этот аппарат, который необходимо установить в салоне автомобиля, позволяет отслеживать скорость движения автотранспортного средства, режимы труда, отдыха водителей и членов экипажа, места парковки и остановки. Сотрудник дорожной полиции может с помощью специального аппарата подключиться к тахографу и проверить, как водитель управлял автомобилем.
В Азербайджане тахографы главным образом установлены на крупнотоннажных автомобилях иностранных компаний.
По закону, тахографы должны быть внедрены во всех грузовых автомобилях в Азербайджане. Несколько лет назад Кабмин утвердил постановление о режиме работы и отдыха водителей, осуществляющих международные и внутренние (междугородные и межрайонные) пассажирские и грузовые перевозки, а также об оснащении транспортных средств тахографами, их использовании, обслуживании и контроле.
В одном из пунктов постановления говорится, что министерство цифрового развития и транспорта, которое является уполномоченным органом, несет ответственность за обеспечением работы национальной системы деятельности по картам тахографов в Азербайджане.
По словам эксперта, компании, которые не внедряют эту систему, ссылаются на дороговизну тахографа. Министерство заявляло о запуске новой системы, но вопрос все еще остается нерешенным.
Еще одним действенным методом предотвращения аварий может стать полный запрет на въезд грузовиков в город в часы пик. Так, крупнотоннажным автомобилям запрещено въезжать в столицу с 07:30 утра до 20:00 вечера, но некоторым из них разрешается ездить по городу в любое время суток.
Тахографы только для международных грузоперевозок
Пресс-секретарь Агентства наземного транспорта Азербайджана Нурида Аллахъярова, комментируя для Sputnik вопрос о внедрении тахографов, отметила, что в Азербайджане принято решение о внедрении системы цифрового тахографа на транспортных средствах, перевозящих грузы.
Устройство передает посредством GPS в пункты контроля информацию о соблюдении водителями режима работы и отдыха, расстоянии, местонахождении, скорости движения транспортного средства. Карты цифрового тахографа прикрепляются к автомобилям, осуществляющим пассажирские и грузовые перевозки. Цифровые карты также содержат информацию о водителе.
Система тахографа полностью применяется при международных грузоперевозках. Аллахярова добавила, что в недавно созданном агентстве создается информационная система, в рамках которой разрабатываются правила использования карт тахографа.
Нагрузка на водителей
Согласно утвержденным Кабмином правилам, тахографами должны быть оснащены автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров с числом посадочных мест более восьми и максимальной массой не более пяти тонн (категория M2) и более пяти тонн (категория M3), а также транспортные средства, перевозящие грузы максимальной массой более 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2), а также автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов максимальной массой более 12 тонн (категория N3).
Для регулярных междугородных (межрайонных) пассажирских перевозок на расстояние не более 50 километров тахограф не требуется. Оснащение легкового и грузового транспорта тахографами осуществляется за счет компании-перевозчика.
Что касается работы водителей грузовиков, то, согласно действующим правилам, их рабочий день не может превышать девяти часов в день, но в особых случаях может продлеваться до 10 часов не более двух раз в неделю. В любом случае рабочая неделя ограничена 56 часами. При этом, в течение двух недель подряд время за рулём не должно превышать 90 часов. Через каждые 4,5 часов вождения должны делаться перерывы минимум на 45 минут, которые в течение этого срока могут делиться на перерывы по 30 и 15 минут. Время для отдыха не может быть менее 9 часов в сутки.