В своих воспоминаниях великий режиссер и актер Олег Ефремов рассказал об эпизоде, который произошел с ним и с Иннокентием Смоктуновским во время авиаперелета. Ефремов со Смоктуновским выпивали, разговаривали, а потом Иннокентий Михайлович вдруг затих и повернул голову к иллюминатору. Несколько минут всматривался, а потом, отозвавшись на зов Олега Николаевича, посмотрел тому в глаза и сказал: "Знаешь Олег, а я ведь актер космического масштаба". Сказал он эти слова без всякой бравады и пафоса, но сказал очень убедительно. Так сказал, что Ефремов, сам являющийся великим актером, не смог ему ничего возразить. Как возразить, если сказанное соответствует действительности? Смоктуновский был действительно актером гениальным, и в череде многих величайших актеров не только СССР, но и мира, он считался величайшим из величайшим.
Я всегда был одним из самых ярых почитателей гения Иннокентия Смоктуновского, он действительно заметно выделялся даже среди того большого числа величайших актеров, которые появились в мире во второй половине прошлого века. Но, на мой взгляд, на этом безусловном Олимпе актерского мастерства он был не один. По моему убеждению, компанию ему составлял Евгений Евстигнеев, также актер вселенского масштаба, который мог сыграть любую роль так, что просто потрясал специалистов кино и всех поклонников кинематографа.
Московский драматический театр "Современник". Пьеса "Голый король" Евгения Шварца, созданная по мотивам сказок Ханса Кристиана Андерсена. В главной роли - актер театра и кино Евгений Евстигнеев
© Sputnik / Yuriy Abramochkin
Сегодня кинематографическая общественность празднует 95-летие рождения этого гениального мастера театра и кино.
В детские годы Евстигнеев, как и Смоктуновский, был весьма далек от искусства. Оба были провинциалами. Смоктуновский происходил из белорусских крестьян, а Евстигнеев из рабочей семьи, которая жила на окраине Нижнего Новгорода. Евстигнеев работал электромонтером, слесарем - согласитесь, специальности не близкие к актерской профессии. Но Женя с детства был очень музыкален, увлекался джазом, играл в самодеятельности и был признанным мастером ударных инструментов.
Но вместе с тем в один из периодов жизни Евгений всерьез увлекся театром, и в 1944 году Евстигнеев поступил в театральную студию при Горьковском драматическом театре. Однако была война, и завод, где он работал, не отпустил его на учебу. Тем не менее, по окончании войны Евстигнеев все же начал свое театральное образование и закончил студию в 1951 году.
После этого он три года по распределению работал во Владимирском областном театре, переиграл множество ролей и думается, что этот сценический опыт ему в дальнейшем очень пригодился. Но все же Евстигнеев решает получить более всеобъемлющее актерское образование и в 28 лет отправляется в Москву.
В столице талант начинающего актера заметили и приняли сразу на третий курс школы-студии МХАТ. Несмотря на недостаточные внешние данные (на что во МХАТе всегда обращали особое внимание), руководство театра так было покорено талантом Евстигнеева, что предложило ему влиться в их прославленную труппу. Однако Евстигнеев принял неожиданное решение: он отказался от этого предложения и ушёл работать к Олегу Ефремову, в только что созданный театр "Современник".
Заслуженный артист РСФСР Евгений Евстигнеев в пьесе Л. Зорина "Декабристы" в постановке театра "Современник
© Sputnik / Shidlovskiy
Евстигнеев не ошибся: "Современник" много экспериментировал, стараясь найти новый язык общения со зрителем. И это с блеском удавалось. После исполнения роли короля в комедии Евгения Шварца "Голый король" Евстигнеев стал невероятно популярным. Столичная театральная богема была в восторге от игры актера, а он раз за разом убеждал в своем безмерном даровании как театральных критиков, так и заядлых театралов.
На сцене "Современника" и МХАТа (куда актер вернулся вместе с Ефремовым в 1971 году) он создал множество образов. В 1974 году за работы в театре Евстигнееву была присуждена Государственная премия.
Мне удалось во второй половине 70-х и в первой половине 80-х годов прошлого столетия посмотреть несколько спектаклей с участием Евгения Евстигнеева. Он уже тогда работал во МХАТе. Как очевидец могу сказать, что на сцене он производил потрясающее впечатление - и не только на меня, а на многократно более искушенных зрителей.
Первая супруга Евстигнеева и главный режиссер "Современника" Галина Волчек вспоминала, что, когда великий польский режиссер Анджей Вайда гостил в Москве, его пригласили в "Современник" посмотреть постановку горьковской пьесы "На дне". Так вот: за Евстигнеевым водился один грешок - он часто забывал текст. Волчек его настоятельно просила хотя бы к приезду Вайды подготовиться так, чтобы не пропускать текст. Но вышло еще хуже: больше половины своего текста во время монолога Сатина Евстигнеев забыл. Волчек была в панике и обернувшись к Вайде, начала извиняться за то, что актер забыл текст. На что великий Вайда, с полными восхищения глазами, ответил: "Галя, зачем ему текст, когда он так играет, так играет…". Вот какая была оценка великого мэтра мировой режиссуры!
Но широкую популярность, как и многим актерам, Евгению Евстигнееву принес кинематограф. Постоянно создавая свои театральные шедевры, актер очень успешно снимался в кино, хотя работать там он начал, когда ему было уже за тридцать. Дебютировал на экране он в фильме "Поединок", поставленном режиссером Владимиром Петровым по произведению Куприна. Сыграл небольшую роль капитана Петерсона. Потом были "Девять дней одного года" Михаила Ромма, и несколько других фильмов, в которых Евстигнеев играл небольшие роли.
Актер Московского театра "Современник" Евгений Александрович Евстигнеев
© Sputnik / Georgiy Ter-Ovanesov
Первой его заметной работой стала роль начальника пионерского лагеря Дынина в картине Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Он был в этой роли великолепен, слепив гротескный образ самодовольного бюрократа.
Почти сразу же после этого он создает образ Гарина в экранизации произведения Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина". Уже в последующие годы была еще одна экранизация с Олегом Борисовым в главной роли. При всем моем уважении к мастерству Олега Борисова, он заметно уступал уровню Евгения Евстигнеева, и для меня лично инженер Гарин навсегда остался в памяти именно в исполнении Евгения Александровича.
Невозможно в формате одной статьи рассказать о всей фильмографии гениального актера и потому постараюсь остановиться на самых заметных его шедеврах.
Особую страницу в творчестве Евстигнеева занимает его сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Их первой совместной работой стала комедия "Берегись автомобиля". Евстигнеев играл самоуверенного режиссера самодеятельного театра. Играл искрометно, чего лишь стоит виртуозно сказанная им фраза: "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира", которая моментально ушла в народ.
У Рязанова он играл Калачёва в "Зигзаге удачи", составил блистательный дуэт с Юрием Никулиным в "Стариках-разбойниках", ну а его: "Не надо, я сам!" в роли Хромого в "Невероятных приключениях итальянцев в России" также стало крылатым выражением.
Нельзя не отметить его Огородникова в "Старшей сестре" Георгия Натансона, подпольного миллионера Корейко в "Золотом теленке" Михаила Швейцера, Луначарского в "Штрихи к портрету В.И.Ленина" Леонида Пчелкина. Обратите внимание на широчайший диапазон великого артиста: он мог сыграть абсолютно все!
А как Евстигнеев играет Корзухина в картине Алова и Наумова "Бег". Тот знаменитый эпизод картины, когда бывший атаман Чернота (Михаил Ульянов) в исподнем заходит в кабинет Корзухина, и они начинают играть в карты. Господа, я видел множество высокохудожественных картин, где блистали великие актеры, но то, что делали Ульянов и Евстигнеев, было неповторимо!
И после такой роли мерзавца в "Беге" Евстигнеев создает другой свой шедевр - профессора Плейшнера в "Семнадцати мгновениях весны" Татьяны Лиозновой. На этот раз он создает образ сломленного, но глубоко порядочного человека. Походка, разговор, взгляд, жесты – все изменилось в Евстигнееве. Он с таким изумительным мастерством передал нам не только внешность, но и внутреннее состояние своего персонажа, что в роли Плейшнера при всем желании невозможно представить какого-либо другого актера.
Впрочем, все образы, которые Евгений Евстигнеев создал в кино, были неповторимы. Вспомним лицемера Навроцкого в "Последнее лето детства", потом он играет уверенного майора госбезопасности Симакова в "Варианте "Омега", а следом добродушного Звездочета в сказке "Про Красную Шапочку", а далее матерого карманника Ручникова в "Место встречи изменить нельзя". И везде Евгений Евстигнеев невероятно убедителен - просто необъятный диапазон актерского перевоплощения!
Фотография Евгения Евстигнеева на экране театра Современник во время праздника "Возвращение домой"
© Sputnik / Sergey Pyatakov
/ Как глубоко Евстигнеев сыграл бывшего чечёточника Беглова в "Зимнем вечере в Гаграх", а следом вице-канцлера Бестужева в "Гардемарины, вперед!" и в его сиквеле. Из его последних работ хочу особо отметить роль пожилого саксофониста Андрющенко в "Ночных забавах" Краснопольского и Ускова. В этом фильме был собран великолепный актерский ансамбль – Валентин Гафт, Альберт Филозов, Ирина Алферова, но все же весь фильм держался на прекрасной игре Евгения Евстигнеева. Андрющенко в его исполнении заставлял нас улыбаться, смеяться, а потом глубоко задуматься о банальных человеческих истинах. Евстигнеев в этом фильме смог заставить зрителей перейти от гомерического хохота к трогательным слезам сочувствия. Ему здорово помогли великие его партнеры по этому фильму, но все же солировал, притом проникновенно, именно Евстигнеев.
Можно говорить бесконечно о творчестве гениального актера: каждая его роль достойна долгого и тщательного обсуждения. Но неоспоримо одно: Евстигнеев ни разу не позволил себе сыграть на "средненько". Он играл всегда на самом высоком уровне, а иногда поднимался еще выше - в необъятность Вселенной.
Наверное, из-за того, что он все свои роли играл сердцем, оно у него было очень больное. Актер не выдержал операции, которая проводилась в Лондоне. Народный артист СССР Евгений Александрович Евстигнеев умер в марте 1992 года, оставив после себя нескончаемую россыпь шедевров актерского мастерства.