БАКУ, 28 сен — Sputnik. Азербайджану необходимо развивать сотрудничество с Россией и Ираном, чтобы укрепить транзитный потенциал Каспия. К такому выводу пришли представители трех государств 28 сентября на международном круглом столе "Сотрудничество России, Азербайджана и Ирана на Каспии. Промышленная кооперация и транзитный потенциал", состоявшемся в Москве.
Как обстоит строительство железной дороги, соединяющей Азербайджан с городами Ирана, и почему Баку выгоднее сотрудничать с Россией и Ираном в трехстороннем формате? Ответы на эти вопросы – в материале Sputnik.
Почему важен "Север – Юг"?
Международный транспортный коридор "Север-Юг" был создан в 2000 году, чтобы в два раза сократить транспортную связь от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи и обратно, а также привлечь транзитные грузопотоки их Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию России через Каспийское море. Инициаторами проекта стали Россия, Иран и Индия, подписавшие межправительственное соглашение о создании коридора.
Азербайджан присоединился к соглашению в 2005 году. Реализация проекта идет по сей день, и ни одна из сторон бросать его не собирается. Об этом на форуме заявил посол Ирана в России Казем Джалали. По его словам, Тегеран "остается привержен" коридору "Север-Юг" - на данный момент Иран в рамках проекта завершает строительство железной дороги "Решт-Астара", которая соединит ее с Азербайджаном.
"Мы уже сделали пробную перевозку по маршруту", - сказал Джалали.
Как подчеркнул иранский посол, власти страны готовы и дальше развивать железнодорожное сообщение с Азербайджаном и Россией. Один из шагов в этом направлении – соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Астарачай, по которой проходит государственная граница Азербайджана с Ираном, добавил политолог, руководитель политического клуба "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде.
"Соглашение было подписано в начале 2021 года, - сообщил он. – Как мы видим, Азербайджан активно участвует в развитии транспортного комплекса в регионе, через него становится выгодно и удобно перевозить грузы различного назначения. Для этого доступны железнодорожный, автомобильный, авиационный, водно-морской, трубопроводный виды транспорта, и что важно – практически все они модернизированы".
По словам Велизаде, в 2020 году Азербайджан стал лучшей страной в СНГ по состоянию автомобильных дорог, заняв 24 место из 141 в рейтинге Всемирного экономического форума.
"В этом же отчете за 2019 год Азербайджан занял 11 место по показателю эффективность железнодорожных перевозок, 12 – по показателю авиатранспортных услуг, 25 – по морским перевозкам и 27 – по качеству дорожной инфраструктуры", - заявил он, отметив, что развитие коридора "Север-Юг" будет способствовать развитию всех этих показателей в дальнейшем.
Азербайджан выгоден для всех
Транспортный потенциал Азербайджана возрастает и благодаря окончанию второй Карабахской войны, добавляет Ильгар Велизаде.
"Сообщение, связывающее западные регионы Азербайджана с Нахчыванской автономной республикой, получившее название "Зангезурский коридор", даст и России возможность беспрерывного железнодорожного сообщения не только с Азербайджаном, но и с Арменией и Турцией, а также Ираном, - сказал Велизаде. – Если учесть, что армянские железные дороги находятся в долгосрочной профессиональном управлении России, то российские интересы в очевидном плюсе".
О пользе Зангезурского коридора, который Азербайджан должен получить в результате трехстороннего соглашения, подписанного главами Азербайджана, Армении и России, говорит и председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.
"От него выиграют все участники: между Азербайджаном и Ныхчываном будет восстановлена железная дорогая, существовавшая там в советское время. Фактически Армения и Россия получат железную дорогу – в настоящее время ее между Арменией и Россией нет, и даже автомобильной дороги нет. Мы надеемся оставить конфликтную повестку дня в прошлом", - заявил Шафиев.
При этом, важно бороться со стереотипами о Зангезуре, распространяемыми в иранских медиа, полагает Фарид Шафиев. "Пишут, что коридор будет служить Турции доступом в Среднюю Азию в рамках теории Большого Турана, - объясняет он. – Но надо посмотреть на карту: у Турции уже есть туда выход – через железную дорогу "Баку-Тбилиси-Карс". Иран только получит выгоду от трехстороннего формата отношений: товарооборот между тремя странами с 2017 по 2020 год увеличился на 27%".
Баку может создать транспортный хаб на освобожденных территориях, рассуждает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. "Эти территории долгое время не использовались, сейчас там внедряют современную инфраструктуру, туда будут возвращаться люди. Для иранских и российских компаний это – возможность реализовывать новые экономические проекты", - считает эксперт.