БАКУ, 28 сен — Sputnik. Строительство дороги Игдыр-Нахчыван, которая, как планируется, станет частью Зангезурского коридора, рассматривалось уже несколько лет, однако ее значимость увеличилась после победы Азербайджана в Отечественной войне, одним из результатов которой стала разблокировка транспортных коммуникаций в регионе. Согласно проекту, строительство дороги между Турцией и Нахчываном предполагает прокладку железной и автомобильной дорог.
С турецкой стороны, проект железной дороги из Турции в Нахчыванскую Автономную Республику Азербайджана интегрируется в систему железной дороги Турции, которая начинается с турецко-болгарской границы в провинции Эдирне, проходит через крупнейшие провинции страны, до провинции Игдыр. На данном этапе со стороны Турции проводятся работы по восстановлению инфраструктуры и строительству железных дорог в отрезке между провинциями Сивас-Эрзинджан-Эрзурум-Карс.
Кроме того, с турецкой стороны ведутся работы по технико-экономическому обоснованию строительства железной дороги между провинциями Карс и Игдыр, до Дилуджу на границе с Нахчываном.
Железная дорога между Карсом и КПП Дилуджу будет двухсторонней, с шестью станциями общей протяженностью 224 километра.
Также предстоит достроить 7-километровый отрезок между КПП Дилуджу на территории Турции до района Седерек в Нахчыване, и доработать инфраструктуру на территории автономной республики.
Альтернативные проекты в регионе – плюс экономике
В контексте открытия и использования Зангезурского коридора есть необходимость в строительстве дороги, соединяющей Нахчыван с Турцией. С этой точки зрения дорога Игдыр-Нахчыван станет неотъемлемой частью Зангезурского коридора, считает депутат Милли Меджлиса Вюгар Байрамов.
"Зангезурский коридор соединит западную часть Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой, в то же время железная дорога предполагает интеграцию Нахчывана через Игдыр в железнодорожную сеть Турции, что означает выход на мировые рынки", - убежден Байрамов.
По мнению депутата, с точки зрения экономической выгоды, это будет рентабельная дорога, так как Зангезурский коридор станет частью международного транспортно-логистического коридора Восток-Запад, что позволит транспортировать по Зангезурскому коридору больше грузов. Таким образом облегчится процесс выхода грузов на турецкие, а оттуда - на мировые рынки, считает парламентарий.
В целом, по мнению депутата, существование в регионе альтернативных транспортных и железнодорожных путей - хороший с точки зрения экономики расклад.
Игдыр-Нахчыван – дополнение к проекту Баку-Тбилиси-Карс
По словам Байрамова, использование коридора Игдыр-Нахчыван не приведет к уменьшению роли железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс, так как наблюдается рост объема грузоперевозок, которые проходят через регион.
"С этой точки зрения очень важно расширение инфраструктуры региона. Строительство новой дороги Игдыр-Нахчыван не приведет к уменьшению значения и использования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Так, по его словам, до пандемии и в постпандемический период объем грузоперевозок по железной дороге через Азербайджан и регион в целом, только вырос.
В год перед пандемией грузоперевозки ненефтяного сектора через территорию Азербайджана выросли на 65%, поэтому создание новых транспортных путей и железных дорог увеличит объем грузоперевозок через регион, что приведет к увеличению доходов региона от международных перевозок.