Новости

Почему горят авто: кто в ответе и за что

За первые шесть месяцев этого года при пожарах на транспорте пострадали уже шесть человек. В чем причина подобных происшествий на дорогах Азербайджана, отвечали эксперты и не только.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 25 авг — Sputnik. Периодически в СМИ появляются новости о возгорании транспортных средств, включая даже автобусы, что еще более опасно, учитывая возможное число пассажиров.
Однако, несмотря на подобную информацию, когда речь заходит о пожаре, скорее традиционно представляются жилой дом в огне, ЧП на крупном предприятии, а с учетом горящих в последнее время там и сям лесов - полыхающие деревья, но редко - пожар в автомобиле. Но именно о возгораниях на дорогах страны интересно поговорить: что же приводит к подобным случаям в то время, когда каждый уважающий себя автопроизводитель оснащает транспортные средства всевозможными датчиками, системами безопасности на все случаи жизни?

Огненная статистика

Министерство по чрезвычайным ситуациям АР обнародовало статистику пожаров за первое полугодие текущего года: 1180 пожаров условно за 180 дней.
За первую половину 2021 года в стране зафиксировано 197 пожаров на транспорте. В них погибших, в отличие от того же периода прошлого года, нет, но есть шестеро раненых.
"Автомашины горят каждый день, каждый божий день!", - сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан не пожелавший быть названным сотрудник Государственной службы противопожарной охраны МЧС.
И судя по статистике, это не далеко от истины, по крайней мере с точки зрения чисел: более чем по пожару каждый день в первом полугодии 2021.
В 2020 году в этот же период таких случаев было 178. А в целом в 369 пожарах на транспорте в 2020 году восемь человек погибли, семеро были ранены. При этом отметим, что вся статистика выше касается расследованных случаев возгорания.

Во всем виноваты сами автомобилисты

В ответ на вопрос о причинах пожаров собеседник агентства, эксперт по автомобильному транспорту Эльмаддин Мурадлы сразу же указал на возраст автопарка страны.
"В Азербайджане этот парк преимущественно, процентов на 70, составляет транспорт старше десяти лет, при этом примерно треть таких автомобилей эксплуатируется более 20-30 и даже 40 лет", - заметил эксперт.
Именно это, по его мнению, является отправной точкой в поиске причин возгорания автомобилей.
Как сказал эксперт, эксплуатация таких машин без ремонта не обходится, и приводит к вмешательствам в электрические компоненты и детали. Здесь также возникает вопрос к качеству ремонта, на что также указал автоэксперт. В стране все еще нередки манипуляции с начинкой автомобиля - их осуществляют самоучки, а не мастера сертифицированных автосервисов.
И при починке, и при своеобразном тюнинге, люди стремятся сэкономить, в итоге выбирают не самого лучшего мастера и не самые качественные запчасти "мэйд ин чайна".
Больше всего эксперт недоволен именно необдуманными переделками в автомобилях, продиктованными желанием придать машине сомнительную оригинальность.
"Автовладельцы меняют заводские фары на ксеноновые, устанавливают дополнительное освещение в самых различных частях автомобиля, меняют стандартный звуковой сигнал", - заметил Мурадлы.
По мнению эксперта, если уж что-то надо или очень хочется сотворить со своим автомобилем, то следует ехать в официальный сервис, где мастер должен дать заключение, можно ли устанавливать конкретное оборудование или деталь на данный автомобиль.
И вот в этот момент, видимо, в автомобилистах просыпается желание сэкономить.

"Воскрешение" - это ненадолго

Кроме возраста машины, к будущим пожарам ведет и то, что в страну из США и Японии завозится немало автомобилей-"утопленников", переживших ураганы, наводнения, объяснил эксперт.
"Подобные автомашины в страну попадают уже с проблемами в электропроводке, а со временем это приводит к замыканиям, и пожар готов", - сказал он.
Порой же возгорание появляется и из-за неправильного обслуживания двигателя, не преминул упомянуть эксперт.
Учитывая все это, в случае пожаров на автотранспорте почти вся вина лежит на самих автомобилистах, заключил Мурадлы.
Кстати, примерно того же мнения придерживаются пожарные. В республику завозится много старых автомобилей, и на ремонт их везут не в какие-либо сертифицированные сервисы, а решают проблемы кустарным способом, сказал в беседе с корреспондентом Sputnik сотрудник Госслужбы противопожарной охраны.
"В стране к тому же растет число таких автомобилей, соответственно, вероятность и частота их возгораний тоже увеличивается", - заметил не пожелавший назваться пожарный чиновник.

А что же техосмотр и дорожная полиция?

Тем временем, можно вспомнить, что существуют регулярные техосмотры транспортных средств, которые проводит дорожная полиция - и после чего автомашин с проблемами на дорогах быть не должно.
Но оказывается, все не так просто. Техосмотр и не должен выявлять более серьезные проблемы транспортных средств с электропроводкой или двигателем, сказал Мурадлы.
Со слов эксперта получилось, что центры ТО могут проверить функциональность осветительных средств, степень рассеивания света, угол его падения, и всякие другие заумности, но не полусгнившие провода.
Между тем, по его мнению, в будущем стоило бы внести изменения в законодательство, расширив перечень манипуляций при техосмотре транспортных средств, что наверняка вызовет недовольство автомобилистов.
В дорожной полиции министерства внутренних дел, в свою очередь, о пожарах в автомобилях заявили примерно следующее: центры проводить детальный осмотр не должны, на это не хватит времени, возгорание авто - и вовсе не ДТП.

Автомобиль – это тоже имущество

Так как любой пожар ведет к нанесению материального ущерба, то нельзя обойти молчанием нюансы возмещения этого самого ущерба, то есть коснуться темы страховки. По этому вопросу мы обратились к эксперту Ассоциации страховщиков страны Илькину Наджафову.
По его словам, в республике страхование транспортных средств физических лиц производится по единым правилам и, в случае пожара в машине, будь то по техническим причинам или из-за постороннего возгорания, должна выплачиваться страховка.
"Но по правде говоря, на местном рынке подобные случаи не так часты. В течение года таких регистрируют три-пять, не больше", - сообщил эксперт.
В любом случае возможность возместить хоть часть потерь – это плюс, однако есть "но". Существуют случаи, когда страховая компания может отказать потерпевшему, даже если его авто сгорело дотла, заметил страховой эксперт.
Поводом для отказа в выплате страховки могут стать нестандартные звуковые сигналы и осветительные приборы, установленные в автомашине. То есть как раз те потенциально проблемные узлы, о которых уже говорил выше эксперт по автотранспорту.
Причем следует отметить, именно эти нарушения стандартной спецификации становятся главной причиной отказа в выплате страховки, и они же являются основной причиной возгораний, заметил Наджафов.
При обращении к страховщикам в случае возгорания транспортного средства необходима справка от пожарных с указанием причины пожара, а там чаще всего указывают неполадки или короткое замыкание, уточнил он.
Здесь стоит вспомнить, что в Азербайджане апгрейд звуковых сигналов, осветительных средств достаточно распространен среди автомобилистов, особенно молодых людей.

Что важнее/дороже?

В разговоре с несколькими автомобилистами выяснилось, что полный и серьезный осмотр автомобиля может стоить примерно 100 манатов, а полное обновление той же электропроводки - несколько сотен манатов, если не тысяч.
Разумеется, все зависит от конкретного автомобиля, но прицениваемся, исходя из того, что 70% автомобилей в стране старше 10 лет.
Слава Богу, пока в пожарах на транспорте нет погибших, только раненые, но, увы, уже завтра ситуация может измениться. Да и в любом случае, здоровье - более ценно, чем денежные средства, потраченные на автомобиль, как минимум, с точки зрения возможности эти же деньги зарабатывать.
Поэтому наверняка лучше потратить пусть даже нелишние манаты на проверку и устранение неполадок в автомашине, если уж заимел подобное имущество, чем потерять многим больше из-за мнимой экономии средств.