Одним из самых культовых литературных произведений в СССР был роман Николая Островского "Как закалялась сталь". Автор в основном описывал свою жизнь, которую он всецело отдал делу революции. В романе показана фанатичная вера героя Павки Корчагина в светлое будущее и уверенность в том, что за это обязательно нужно приносить любые жертвы, в том числе свое здоровье и свою жизнь.
Долгое время роман этот действительно был очень популярен, но со временем, советская молодежь начала несколько скептически относиться к фанатизму главного героя. Тем не менее, желали мы этого или нет, и мое поколение, которое обучалось в школе 60-70-е годы прошлого столетия, было обязано детально изучать произведение Островского, ибо оно входило в школьную программу. Более того, каждый год во вступительных экзаменах в вузы страны, для сочинения по русскому языку среди прочих тем, почти всегда присутствовал этот роман.
Отдать всю свою жизнь за дело революции и ничего не получить взамен: такой расклад очень импонировал большевикам. Однако, справедливости ради, отмечу, что роман действительно потрясал убежденностью и верой главного героя в самопожертвование.
Естественно, что советский кинематограф не мог оставить этот литературный материал без внимания. Впервые к нему в годы войны обратился режиссер Марк Донской, а в главной роли был занят актер Виктор Перест-Петренко. Но этот фильм был благополучно забыт, когда в 1956 году появился фильм молодых режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова "Павка Корчагин".
На главную роль в фильме был утвержден уже известный в те времена актер Георгий Юматов, но он загулял, и режиссеры срочно нашли ему замену. И не ошиблись. Роль Павки в этом фильме с блеском сыграл совсем молодой и неотразимый Василий Лановой.
Эта экранизация получила широкую известность, ее по нескольку раз в году демонстрировали по Центральному телевидению, и, казалось вряд ли кто решится на сиквел этого фильма.
Советский и российский актер театра и кино Владимир Алексеевич Конкин.
© Sputnik / I. Gricher
/ Однако, такой смельчак нашелся: им оказался режиссер киностудии имени Довженко Николай Мащенко (после этого фильма он также великолепно экранизировал "Овод"), который сделал свою шестисерийную телеверсию "Как закалялась сталь" в 1973 году. Павел Корчагин в этом фильме заметно отличается от Павки, созданного Лановым. Режиссеру удалось сделать свой фильм, даже еще более романтичным, чем вариант Алова и Наумова. В этом была немалая заслуга исполнителя главной роли в фильме Владимира Конкина, которому сегодня исполняется 70 лет.
Актер родом из Саратова. У него с детства были проблемы с сердцем, и именно поэтому он не был призван в армию, а уже в зрелые годы перенес операцию на сердце. Однако все это было потом.
В Саратове он получил театральное образование и начал работать в Харьковском ТЮЗе. После того, как Конкин великолепно сыграл Павку Корчагин, он стал неслыханно популярен. А если добавить к тому, что он исполнил роль младшего брата главного героя в еще одном культовом советском фильме - "Роман о влюбленных" режиссера Кончаловского, то можно понять, какой громадный плат славы свалился на молодого актера. Власти также с благосклонностью относились к Володе - ему была присуждена премия Ленинского комсомола.
Но молодой человек успешно прошел испытание славой: он без устали работал над совершенствованием своего актерского мастерства.
После исполнения роли Павки, многие режиссеры начали предлагать Конкину однотипные роли, но Владимир, проявив мудрость не по годам, отказывался от многих предложений такого рода. Но без работы он не остался.
Артист Владимир Конкин в роли Павла Корчагина в фильме "Как закалялась сталь"
© Sputnik / M. Gnisyuk
/ По иронии судьбы, Конкин, который не служил в армии, часто играл роли офицеров. В "Марине" Бориса Ивченко, он сыграл поручика Бориса Ивольского, а партнершей его была очаровательная Ирина Шевчук. Снялся он в роли Дмитрия Оленина в телефильме классика советского кино Георгия Калатозова "Кавказская повесть", в телефильме режиссера Артура Войтецкого "Волны Черного моря" создал запоминающий образ подпоручика Кости, а в картине Леонида Быкова "Аты-баты шли солдаты" - младшего лейтенанта Суслина.
Однако, несмотря на все эти роли, Конкин оставался для широкого круга зрителей в первую очередь Павкой Корчагиным.
Но тут, в конце семидесятых он был приглашен на одну из главных ролей в телефильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Эта картина оказала сильное воздействие на актерскую судьбу Конкина.
По свидетельствам очевидцев, на роль Шарапова было несколько кандидатов: Высоцкий очень хотел, чтобы эту роль исполнял его друг и соратник по театру на Таганке Иван Бортник. Но Говорухин предложил Бортнику роль Промокашки, которую актер блистательно сыграл. Были и другие кандидаты, но Говорухин выбрал Конкина, несмотря на то, что против его кандидатуры были авторы сценария братья Вайнеры.
Владимир в своих воспоминаниях указывает на то, что в связи с недовольством Высоцкого и Вайнеров, на съемочной площадке сложилась нервная обстановка, которая в первую очередь касалась Конкина. По его словам, во время съемок его поддерживали только два актера - Евгений Шутов, играющий подполковника Панова, и Виктор Павлов, создавший незабываемый образ фронтового друга Шарапова и члена банды Левченко.
На мой взгляд, роль Шарапова Владимир Конкин сыграл просто великолепно. При всем моем уважении к Ивану Бортнику, я не могу представить его в этой роли, собственно, как и других кандидатов.
Он сыграл настолько безупречно, что заблистал даже среди выдающихся актерских имен, задействованных в фильме: Сергей Юрский, Наталья Фатеева, Валерия Заклунная, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлев, Станислав Садальский, Александр Абдулов, Зиновий Гердт.
После этого шедевра Станислава Говорухина, Конкина широкая аудитория любителей кино начала воспринимать, именно как Шарапова.
Актер работал и в театре. В московском театре имени Ермоловой, в который он был приглашен после "Место встречи изменить нельзя", он очень успешно создал образ молодого Володи Ульянова в спектакле "Казанский университет". Он принимал участие и в других знаковых постановках театра. В дальнейшем Конкин несколько раз менял театры, но неизменно становился одним из ведущих актеров труппы.
В кино он продолжал активно работать, но старался соглашаться на роли, где мог не повторяться. И Конкин сумел доказать, что его актерский диапазон весьма широк.
В телефильме Владимира Никифорова "Отцы и дети" Конкин создает образ Аркадия Кирсанова. В "Благородном разбойнике Владимире Дубровском" того же постановщика, он был великолепен в крайне несимпатичной роли заседателя Шабашкина. Сыграл он и доктора Робинсона в фильме Станислава Говорухина "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна".
Мне очень нравится, как вылепил Конкин образ Кости - бывшего мужа главной героини в фильме Виллена Новака "Принцесса на бобах", где главные роли исполняли Елена Сафонова и Сергей Жигунов.
В двадцать первом веке, Владимир Конкин очень редко снимается в кино и в основном занимается театром. Но время от времени, мы могли видеть актера в сильных проектах. Так, он сыграл полковника Кобылянского в фильме "Романовы – Венценосная семья", в "Время жестоких" циничного помощника президента, в "Сармате" - следователя Федулова.
Актёр театра и кино, заслуженный артист РФ и УССР Владимир Конкин на творческой встрече поэта Евгения Евтушенко с певцом, депутатом Государственной Думы РФ Иосифом Кобзоном в ИД "Комсомольская правда"
© Sputnik / Vitaliy Belousov
/ В 2010 году ушла из жизни супруга Конкина, с которой он прожил вместе 39 лет. Совсем недавно он потерял дочь Софью, которая утонула в бассейне. Но у артиста есть два сына-близнеца - Ярослав и Святослав, внук Глеб и четверо внучек.
Конкин очень плодотворно работает над озвучиванием мультфильмов, его голосом говорят многие зарубежные актеры. В частности, почти во всех фильмах с участием Тома Круза, голливудскую звезду озвучивает именно Владимир Конкин.
Актер очень выборочно всегда относился к своим ролям, и создал очень много запоминающихся образов. Долгой и здоровой жизни любимому актеру, который благодаря блистательным исполнениям ролей Корчагина в "Как закалялась сталь" и Шарапова в фильме "Место встречи изменить нельзя", навсегда вошел в историю советского кинематографа.