Новости

Верните деньги: что делать, если магазин выдал "неправильный" чек

В большинстве торговых объектов установлены кассовые аппараты нового поколения, но покупателям не всегда выдают чеки, которые позволят вернуть часть уплаченного налога. Как поступать в таких случаях - разбирался Sputnik Азербайджан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Система возврата части налога на добавленную стоимость (НДС) в Азербайджане была введена больше года назад, однако по-прежнему не решена проблема соответствия системе кассовых чеков, в результате чего покупатели не всегда могут получить полагающиеся им по закону деньги.

Как известно, возврат потребителям за покупку товаров в розницу составляет 10% от собственно суммы НДС при наличных платежах, и 15% НДС - при безналичной оплате (исключение составляет нефтегазовая продукция, а также ряд продтоваров, освобожденных от НДС).

Для того, чтобы получить обратно часть уплаченного НДС, надо для начала зарегистрироваться на портале https://www.edvgerial.az/. При покупке товара потребитель должен получить у продавца чек контрольно-кассового аппарата и выписку с POS-терминала - в случае, если терминал не привязан к контрольно-кассовому аппарату. Данные с каждого чека, полученного за покупку, потребитель должен ввести на своей странице в портале (в течение 90 дней), и таким образом получить причитающуюся ему часть уплаченного налога.

Несмотря на то, что во многих торговых объектах установлены кассовые аппараты нового поколения, чеки с необходимыми данными покупателям зачастую не выдают. Нередко в торговых объектах, желая присвоить полагающуюся покупателям часть НДС, говорят, что кассовый аппарат не работает. При этом более настойчивым покупателям часть НДС все же возвращают. Порой данные с чека не считываются, возникают проблемы при введении их в портал. В супермаркетах ситуация с выдачей покупателям чеков за покупки лучше, чем в непродовольственных магазинах.

За незаконные действия - жесткие меры

В случаях, когда покупателю выдается чек с неполной информацией или вовсе не выдается, он должен обратиться в Государственную налоговую службу, сказал Sputnik Азербайджан эксперт-экономист Анар Байрамов.

Так, согласно статье 16 Налогового кодекса АР, одной из основных обязанностей налогоплательщика является предоставление покупателю чека или квитанции. При этом форма квитанции, чека должна соответствовать закону. Так, на чеке должны быть следующие данные – имя налогоплательщика, его налоговый номер, дата и время, когда был пробит чек, наименование хозяйствующего субъекта (объекта), регистрационный код и адрес налогового органа, наименование товара или услуги (работы) и прочая информация, а самое главное - налоговый идентификационный код (Fiscal ID).

Если чек покупателю не выдали, он может обратиться с жалобой в налоговый орган, который в свою очередь вправе проводить оперативные мероприятия налогового контроля. В случае подтверждения факта нарушения налогоплательщик может быть оштрафован на сумму в размере 1000 манатов, при повторном случае размер штрафа увеличивается в три раза и составляет 3000 манатов, в последующих случаях - 6000 манатов.

Способы поощрения налоговых платежей

Помимо строгих штрафных санкций, налоговое законодательство предусматривает и стимулирующие, сказал эксперт. Например, если налогоплательщик осуществляет продажи безналичным способом, он получит некоторые послабления при уплате подоходного налога.

"В целом, для поощрения безналичных продаж проводится немало мероприятий. Внедряются кассовые аппараты нового поколения, в том числе в крупных торговых сетях. Однако в небольших магазинах эта практика в полной мере еще не реализована", - сказал Байрамов.

В Государственной налоговой службе Sputnik Азербайджан сказали, что согласно законодательству, при расчетах наличными в предприятиях розничной торговли и общественного питания клиенту необходимо предоставлять кассовый чек. Если кассир откажется это сделать, на объект может быть наложена финансовая санкция. Гражданам в таких случаях достаточно обратиться в налоговую службу.

Положительная динамика

Напомним, что механизм возврата части уплаченного НДС введен в стране с мая 2020 года. По данным Государственной налоговой службы, до конца первого квартала 2021 года зарегистрированным на портале гражданам было возвращено более 60,193 миллиона манатов по более чем 147,112 миллиона чеков.

При этом наблюдается положительная динамика. Так, если в январе на портале было зарегистрировано 779 018 потребителей, то в марте эта цифра достигла 1 026 757 человек, что говорит о росте интереса к проекту "Возврат НДС".

В целом, с момента начала работы портала в мае 2020 года по сегодняшний день в системе было зарегистрировано свыше 1,35 миллиона пользователей.

Читайте также: