БАКУ, 24 июн — Sputnik. Астаринские пчеловоды приступили к сбору майского меда. В этом году фермеры рассчитывают на богатый урожай, при этом опасаются только одного - если карантинный режим снова будет ужесточен, реализовать свою продукцию они не смогут.
Так произошло в прошлом году - ограничения на передвижение по стране помешали пчеловодам привезти мед на продажу в Баку. Как рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан пчеловод из села Тулагюван Астаринского района Турал Хидаятов, каждый год фермеры в апреле-мае переносят пчелиные семьи в Аран для сбора майского меда.
"В прошлом году этот период совпал с первым этапом внедрения в стране строгого карантинного режима. Правда, министерство сельского хозяйства нас поддержало, мы получили специальное разрешение. Но процесс получения этого разрешения затянулся до середины мая, это было уже очень поздно, период активного цветения клевера завершился", - говорит пчеловод.
Со своей пасеки в итоге Хидаятовы удалось собрать только 400 килограммов майского меда.
Но и этот урожай продать было очень сложно, потому что ездить в Баку из-за карантина было невозможно, при том, что столичные покупатели продолжали заказывать мед онлайн: "Мы прописаны в районе, и в город нас не пускали. Часть урожая осталась у нас на руках, хорошо хоть, пусть и с трудом, но смогли продать 200 килограммов меда".
Хидаятов после этого собирал мед еще дважды - горный мед, а потом и осенний урожай. Как и в мае, по времени два сбора совпали со следующими этапами строгого карантина. "В прошлом году мне удалось собрать в общей сложности 1,5 тонны меда, но вот с продажами было трудно. У меня еще остался мед с прошлого года, были желающие купить, но все осталось, потому что мы не могли его отправить", - жалуется пчеловод.
В этом году строгого карантина нет, и фермеры надеются на хорошую реализацию. Хидаятов планирует собрать в общей сложности около 2 тонн меда. "Наши клиенты в основном из Баку. Некоторые из них уже заказали мед, всего почти 200 килограммов меда. Надеюсь, после сбора горного меда карантин не будет ужесточен, и я смогу поехать и продать весь свой мед".
Большие надежды он возлагает на ярмарку, которая традиционно проводится осенью в Баку. Производство меда требует затрат - транспортировка пчелиных семей, покупка ульев и так далее - все это стоит денег, продолжает он. Тем более, что цены растут: оптовая цена каждой рамки с сотами, которая 2-3 года назад составляла 10-12 манатов, сейчас составляет 18, а кое-где даже 22 маната. При этом, продавать мед дорого невозможно, килограмм стоит 25, максимум 30 манатов, говорит он.
Сам Хидаятов по профессии - учитель биологии, около пяти лет проводил селекционную работу на пасеке, сейчас в его хозяйстве также есть привозные породы пчел. На его ферме есть пчелиные семьи бакфаст и карника. Эти пчелы устойчивы к клещам и холоду. Они дают урожай по крайней мере в два раза больше, чем пчелы местных сортов. Поскольку их хоботки длинные, они легко впитывают нектар из цветков разной формы. Если местные пчелы могут извлечь из цветка 2 миллиграмма нектара, то привозные - по 4-5 миллиграммов нектара.
"Я уже видел разницу в их производительности в прошлом году. Другими словами, если раньше я получал 10 килограммов меда из одного ящика с ульями местных пчел, то с привозных можно было взять 20-25 килограммов меда", - говорит он.
В семье Худаятова пчеловодством занимаются уже не первое поколение. Турал помогал своему отцу в пчеловодстве с детства, а теперь в его хозяйстве живут 183 пчелиные семьи.