БАКУ, 17 июн — Sputnik. Всемирно известный бакинец, заслуженный деятель искусств России из Азербайджана, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев спустя многие годы прилетел на родину.
Хореограф приехал по приглашению руководства Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета для знакомства с труппой театра, чтобы в дальнейшем осуществлять в Азербайджане постановки известных классических балетных спектаклей. Основной целью его приезда является проведение мастер-класса для азербайджанских коллег.
Будучи на родине, Алиев согласился дать Sputnik Азербайджан интервью, в котором поделился своими воспоминаниями и новыми планами.
Возвращение на родину
- Я многие годы не был в Баку. Ощущения, безусловно, очень приятные, потому что родину ничего не заменит. Чем старше я становлюсь, тем больше чувствую себя привязанным к Азербайджану, тем больше чувствую себя азербайджанцем. Было приятно вернуться по приглашению, а не купить билет, приехать и не знать, куда себя деть. Я уже забыл, честно говоря, когда последний раз так ехал. Первым делом посетил могилы своих родителей, потом Бакинский бульвар и Театр оперы и балета.
Не все планы мы сумели осуществить, потому что мой визит совпал с визитом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан. Балетная труппа уехала в Шушу, поэтому мастер-классы не прошли, как и репетиции, в том объеме, в котором мы планировали. Самое главное, первый ознакомительный визит состоялся – встретился и с директором театра, и главным балетмейстером, и министром культуры Анаром Керимовым, и с его заместителями.
Также мне удалось посетить Центр творчества Максуда Ибрагимбекова, познакомился с его вдовой Анной Юрьевной, семьей Амировых. При постановке спектакля "Тысяча и одна ночь" великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова у нас возникли очень большие проблемы с одним из соавторов либретто Наилей Назировой, которая на самом деле соавтором не оказалась. Где бы я ни ставил этот балет, она каждый раз ставила препоны. Она не только мне, но и другим запрещает прикасаться к этому балету, хотя прав на это никаких не имеет.
Мы все эти препоны обошли, подняли архивные документы и выяснили очень много интересных фактов. Хореографию с этим спектаклем я делал сам, а либретто не хотел менять, так как оно прекрасно ложилось на музыку. Наиля Назирова числится третьим соавтором либретто. Мы выяснили, что либретто было написано в 1968 году Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми. Оказалось, что мы использовали именно это либретто. Мы просто были введены в заблуждение. Наконец-то, эта дорога очищена. Я могу ставить этот спектакль по всему миру.
Оценка азербайджанских коллег
- У меня также прошла интересная встреча в Бакинской хореографической академии. Мне очень понравился проректор по учебной работе, исполняющий обязанности ректора Бакинской академии хореографии Азиз Гараюсифли. Мы с ним очень долго беседовали, обсуждали саму структуру хореографического образования в Азербайджане. Есть очень много пожеланий, вопросов. Нужно образование логически правильно выстроить.
Как я понял, привлечение иностранцев и в академию, и в театр не допускается. Это говорит о том, что все силы должны идти в театр через академию. Значит, учебное заведение должно работать, как часы. Нужно, чтобы образовательная система позволяла в полном объеме охватить ту программу, которую необходимо провести за весь период обучения. В завершение же обучения лишь избранных студентов отправлять в театр.
Когда состоялось открытие Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке, я встретился с Валерием Гергиевым. С ним мы долго обсуждали проект, его идею. После этого разговора принял его предложение возглавить балетную труппу театра. Для того, чтобы в короткий срок показать результаты, мне нужно было привлекать лучшие силы со всего мира. Я понимал, что человек, приехавший из Парижа, Лондона, Владивосток своей родиной не сделает. Он отработает два года, чему хочет научится, запишет в строчку в резюме, что работал в Мариинском театре и уедет в другую страну. Мне нужно было растить местные кадры, у которых есть в этом регионе якоря – родственники.
На том этапе, когда я оказался во Владивостоке, привлечение иностранцев было необходимо. Нам нужно было собрать самые яркие силы в индустрии. А привлечь можно деньгами, творчеством, брендом и желанием научиться – это все нужно было собрать воедино и предложить тем, в ком мы были заинтересованы.
Если будет четкая концепция развития искусства в Азербайджане, то этот вопрос будет рассматриваться, потому что это всегда новая свежая струя, новые толчки и развитие. Мы сейчас как раз это все обсуждаем с министерством культуры.
Выбор - Владивосток
- Большую часть своей жизни прожил в Америке. Именно там находится мой дом, мои собаки, сын. На каком-то этапе жизни, научившись новой профессии – преподавать, руководить, ставить балеты, понял, что больше ни под кем работать не смогу. Я ушел на вольные хлеба, которые очень успешно для меня работали. Мой график был расписан на два года вперед. В этом есть и хорошая сторона, и плохая. Хорошая – это то, что ты независимый человек, получаешь свои гонорары, а плохая в том, что не видишь плодов своей работы. То есть ты выпустил спектакль и уехал. Ты больше никогда его не увидишь. Не будешь знать, какой жизнью он живет. Спектакль – это живой организм, который живет своей жизнью. Ты никогда не узнаешь о его болезни, смерти, существовании.
Во Владивостоке я оказался совершенно случайно. Я не знал о существовании театра в этом городе. Был очень удивлен, когда передо мной появился молодой человек лет 28-ми, который был директором театра. Он мне сказал: "Нам очень нужен ваш "Щелкунчик". Этот спектакль очень тяжелый, сложный. Когда посмотрел спектакль, поставленный их балетмейстером, решил, что "Щелкунчик" здесь я ставить не буду, и отказался.
Директор не хотел принять мой отказ, поэтому попросил подождать его. У меня до самолета было время. Я вышел на сцену, а на ней репетировала пара. Тихонечко сел с краю. Труппа начала собираться на репетицию. Я почувствовал, что за моей спиной что-то происходит, так как все взгляды были направлены туда. Повернулся и увидел, что стоит молодой парень, как я понял, это был главный балетмейстер, который очень не хотел, чтобы я там делал спектакль. Он не знал, что я уже отказался. Мужчина очень демонстративно посмотрел на меня и сказал: "Встал и пошел вон отсюда". Все просто ахнули. Я взял свою сумку и вышел. Директор начал просить меня пересмотреть мое решение. Я ответил, что принимаю его предложение, но с условием, чтобы этого человека тут не было.
Я даже не знал, как буду осуществлять этот проект. Вызвал своих ассистентов из Европы, а сам делал проекты с другими ассистентами в Токио. Постановка прошла успешно. Директор попросил сделать еще несколько спектаклей. Таким образом, я поставил пять постановок за год. Это практически был костяк репертуара.
В конце 2015 года мне сказали, что по постановлению Президента России этот театр становится Мариинским. Я позвонил Валерию Гергиеву. Мы встретились, но я сказал, что ни под кем работать больше не смогу. Он тогда мне сказал: "Ни под кем ты работать не будешь. Все будет очень хорошо". Уже шестой год все идет, как он обещал. Я очень рад, что согласился на этот проект. Но я по-прежнему также езжу и ставлю спектакли в других странах тоже. Мне никто не ставит никаких препятствий.
Труппа во время пандемии
- Мы все время работали. Последнюю премьеру – спектакль "Война и мир" - мы выпустили 23 марта 2020 года. Мы должны были с 1 мая в отпуск уйти, но закрылись 23 апреля. А 14 августа вновь наш театр открыл свои двери премьерой "Тысяча и одна ночь". В России пандемическая ситуация в разных регионах была разной, поэтому мы работали в тесном контакте с губернатором, который очень уважительно к нам относится. Он очень творческий человек. Я ему просто объяснял, что если мы сейчас остановимся, то последствий в труппе будет больше, чем если сейчас мы поработаем с соблюдением карантинных норм.
Обида на Азербайджанский театр оперы и балета
- Как Гергиев говорит: "Главное, чтобы не осталось послевкусия плохого". Уже 45 лет прошло. Обида была не на людей, а именно на желание лишить меня этой профессии. Как такое возможно? А с кем вы сводили счеты? С мальчиком, которому 18 лет. За то, что его пригласили в лучший театр в мире представлять республику. Ну, это было обидно.
"Тысяча и одна ночь"
- Труппа работала по восемь часов. Работа шла с удовольствием. Мы сделали больше, чем планировали. Спектакль получился очень красивый. В нем задействована практически вся балетная труппа. Эту постановку я ставил не раз.
Мой выбор именно этого азербайджанского произведения связан с тем, что здесь удивительная гармония музыки и танца. Эта музыка написана уже на выстроенную экспозицию спектакля. Нужно спектакль выстроить так, чтобы зритель ни о чем другом не думал, то есть должно быть слияние энергетики, которая идет со сцены от артистов, и с той, которая идет из зала.
Постановка в Баку
- Когда я принимаю какие-то предложения или обсуждаю свои проекты, то сразу пытаюсь представить: "А что я могу сделать?" Я по натуре – лидер. Должен сделать все так, чтобы это было лучше, чем делают другие. Так было всегда и в школе, и в театре. Я смотрю всегда на площадку и думаю, что могу сделать, чтобы войти в эту страну с триумфом. У меня пока нет ответа на этот вопрос. Я не умею ставить камерные спектакли. У меня все сюжетно, театрально. Для масштабного спектакля же нужно больше места, а в азербайджанском театре таких возможностей нет.