В этом году после семилетнего перерыва бакинский клуб "Нефтчи" вернул себе звание сильнейшей футбольной дружины страны. Сделали это нефтяники в упорнейшей борьбе с другим отечественным топ-клубом "Карабах". Поздравляю нефтяников, болельщиком которых являюсь долгие годы.
Я несколько консервативен в своих предпочтениях и некоторые мои симпатии берут начало с самого раннего детства.
В те исключительно интересные шестидесятые годы Азербайджан, как впрочем и весь Советский Союз, был охвачен этой игрой. Стадионы по всей стране были заполнены болельщиками, которые страстно болели за родные команды. В Азербайджане в те годы также был невероятный футбольный бум. Старшие члены мои семьи неистово болели за "Нефтчи" (до 1968 года "Нефтяник"), и совершенно естественно, что вскоре я стал преданным поклонником этого бакинского клуба.
Что творилось в те годы на стадионе имени Тофика Бахрамова (в те времена он носил имя Ленина)! В прямом смысле это слова - яблоку негде было упасть! Я не говорю о трибунах… Все лестницы, ступени и прочие мыслимые и не мыслимые места были заняты болельщиками. А те, кто не нашел где присесть, стоя, не зная усталости, болели за своих любимцев. В те времена было всеобщее увлечение футболом. Музыканты, писатели, художники посвящали свои произведения этой игре. И "Нефтчи" делал все возможное, чтобы радовать преданных поклонников.
Именно в шестидесятые годы произошел расцвет "Нефтчи". Большая заслуга в этом крупного советского специалиста Бориса Аркадьева, великого азербайджанского футболиста и выдающегося тренера Алекпера Амировича Мамедова, а потом и незабвенного Ахмеда Лятифовича Алескерова. Бакинский клуб под их руководством показывал содержательную и самобытную игру, обрел свой собственный стиль игры и выдающихся исполнителей.
В 1966 году клуб добился своего лучшего достижения в чемпионах СССР, заняв третье место. Чудесная была команда! Великие имена Анатолия Банишевского, Валерия Гаджиева, Казбека Туаева, Яшара Бабаева, Вячеслава Семиглазова, Владимира Брухтия и их товарищей навсегда вошли в летопись азербайджанского футбола.
В те годы в СССР было очень много классных вратарей и возглавлял их страж ворот московского "Динамо" и сборной СССР великий Лев Иванович Яшин. Однако азербайджанская вратарская школа дала стране также достаточное количество выдающихся голкиперов. Чингиз Исмайлов, а затем и Вячеслав Шехов, уверенно защищали ворота "Нефтчи" и входили в когорту ведущих советских голкиперов. Шехов, которого многие именовали "вратарем-кошкой" за его мгновенную реакцию и невероятный по быстроте прыжок, долгое время обеспечивал надежный тыл полевым игрокам бакинцев. Но во время очередного прыжка Вячеслав получил тяжелую травму и вынужден был долго проходить реабилитацию.
Вот тогда место в воротах занял его дублер, который, начиная с этого момента, на долгие годы закрепил за собою "номер 1" бакинской команды: великолепный голкипер, которому сегодня исполнилось бы 75 лет.
Сергей Сергеевич Крамаренко. Одна из легенд бакинского клуба, родился в 1946 году в славном городе Гяндже (в советские времена именовавшийся Кировабадом), вторым по величине и значимости городе Азербайджана. Он с детского возраста прекрасно зарекомендовал себя как вратарь, и будучи юношей, был привлечен в основной состав кировабадского "Динамо". Талантливого парня не могли не заметить селекционеры бакинского клуба и Сергей был приглашен в "Нефтчи".
В 1966 году Крамаренко было всего двадцать лет, а он стал основным голкипером команды. Болельщики нефтяников после травмы Шехова беспокоились, что молодой Крамаренко, не имея опыта, может дрогнуть и стать слабым звеном в команде. Но этого не произошло. Сергей блистательно отыграл весь этот знаменательный год для клуба. Несмотря на молодость, от него так и веяло уверенностью, благодаря чему полевые игроки сражались, не боясь за свои ворота. Сначала болельщикам было как-то непривычно: Шехов приучил нас к эффектным прыжкам, а тут создавалось впечатление, что форварды соперников бьют прямо в руки Крамаренко.
Сергей просто изумительно мог выбирать позицию, в этом ему было очень мало равных в советском футболе. Он очень многое взял из новаторских вратарских приемов, практикуемых Львом Яшиным. Несмотря на молодость, Крамаренко уверенно руководил защитными действиями своих товарищей, частенько начинал атаку команды мощным броском мяча рукой. Он чудесно играл на выходах, был удачен во время пробития соперниками пенальти. Между тем, он обладал и прекрасным прыжком, и нередко доставал мяч, направленный в "девятку" или в нижний угол ворот. Это был вратарь без изъянов, и после 1966 года часто признавался футбольными специалистами одним из лучших голкиперов огромной страны.
Отмечу, что в те времена в СССР было достаточно вратарей самого высокого мирового уровня. Стоит назвать такие имена как Лев Яшин, Владимир Маслаченко, Анзор Кавазашвили, Юрий Пшеничников, Евгений Рудаков. И вот в таком окружении вратарь бакинцев был не последним человеком. За Крамаренко закрепилась репутация надежнейшего голкипера. За ним охотились селекционеры из московских и украинских клубов. Но Сергей был очень привязан к своей родине и хотел играть только за "Нефтчи". Это качество отличало, впрочем, всех наших футболистов тех времен, за редким исключением.
Однако вскоре у "Нефтчи" наступили тяжелые времена. По разным причинам не стало в составе Банишевского, Семиглазова, вероломно сбежал в Ереван Маркаров. Травмы преследовали других ведущих игроков. В это же время дисквалифицировали Сергея Крамаренко. Всему виной было несправедливое судейство. В начале семидесятых мы играли с СКА (Ростов) у них на поле. Этот матч был крайне важен для обеих команд. Но судя по всему, ростовчанам удалось, мягко говоря, склонить симпатии арбитра в свою сторону. И в тот момент, когда нападающий армейцев нарушил правила в борьбе с нашим вратарем, рефери абсолютно безосновательно посчитал, что сфолил наш голкипер и назначил одиннадцатиметровый в наши ворота. У Крамаренко всегда было обостренное чувство справедливости, а тут еще бессовестное подсуживание вывело голкипера из себя. Он на эмоциях так вдарил горе-арбитру по физиономии, что того потом довольно долгое время приводили в чувство.
Дело могло окончиться пожизненной дисквалификацией, на чем настаивали спортивные функционеры федерального центра. Но благодаря вмешательству главы Азербайджана, Гейдара Алиевича Алиева, которому не понравилось то, что московские функционеры на бакинской команде хотят себе создать имидж бескомпромиссных борцов с грубостью, удалось ограничиться дисквалификацией на год. В дальнейшем Сергей Сергеевич вспоминал, что и этот год для него прошел не впустую. Его дублер Юрий Роменский, которого как старший товарищ опекал Крамаренко, получил игровую практику и в дальнейшем стал одним из лучших вратарей в стране, которого великий тренер Валерий Лобановский пригласил в киевское "Динамо".
Когда "Нефтчи" оказался в первой лиге, Крамаренко не покинул клуб. Он был предан ему и в тяжелые времена. Только один год Крамаренко играл вне Азербайджана: его пригласили укрепить одесский "Черноморец". Но потом вновь вернулся в Баку. Легендарный азербайджанский вратарь стал рекордсменом клуба по числу проведенных матчей. Большая заслуга Сергея Крамаренко в становлении еще одного классного голкипера - Александра Жидкова. Более того, сын Сергея Сергеевича, Дмитрий Крамаренко, продолжая семейную традицию, стал надежным голкипером и провел 33 матча за сборную Азербайджана, был стражем ворот азербайджанских и российских клубов.
Последние годы жизни Сергей Крамаренко занимался предпринимательством. Он руководил рестораном на территории стадиона "Динамо" в Москве. Гордость азербайджанского футбола, легендарный страж ворот "Нефтчи" Сергей Сергеевич Крамаренко ушел из жизни весной 2008 года, на 62 году жизни.