Азербайджанские партизаны сыграли значимую роль в успехах Движения сопротивления на территории бывшей Югославии. Самым известным из них был легендарный Мехти Гусейнзаде – Михайло, один из четырех партизан, ставших Героями Советского Союза, однако, были и десятки других героев – наших соотечественников.
Об этом рассказывает исследователь, доктор философии, научный сотрудник Института философии и социологии Национальной Академии Наук Ильхам Аббасов. На протяжении последних семи лет он изучает роль азербайджанцев в европейском Движении сопротивления, в данный момент завершает работу над монографией об азербайджанских партизанах.
"Больше всего азербайджанцев было в знаменитом девятом корпусе народно-освободительной армии Югославии, - рассказал исследователь. - Чуть меньше в седьмом, который тоже воевал на территории Словении, а также в различных более мелких отрядах".
Когда Мехти Гусейнзаде вместе с товарищами, включая Джавада Хакимли, бежали из плена к партизанам, они создали отряд из 32 человек, называемый Руска чета (русский отряд). Примечательно, что там не было ни одного русского по национальности, отметил Ильхам Аббасов.
Местные жители называли русскими всех советских граждан. Джавад Хакимли, профессиональный военный, стал командиром этого отряда, а Мехти комиссаром. Однако он пробыл в этой должности недолго, чуть позже перешел под непосредственное командование штаба 9-го корпуса НОАЮ и создал свою диверсионную группу, которая выполняла различные разведывательно-диверсионные задачи. Там было немало человек – постоянный состав, переменный, привлекались местные жители, проводники и т.д. Вместе с Мехти там было еще два азербайджанца – Энвер Мамедов, уроженец Агдамского района, и Таги Ализаде, известный среди партизан под именами Иван Черный и Толя.
После гибели Михайло группа распалась.
"Энвер Мамедов был диверсантом в группе Мехти Гусейнзаде, а после его гибели вернулся к партизанам, стал заместителем командира роты Шамиля Урьянова. После гибели последнего заменил его на посту командира. Энвер пережил войну, благополучно вернулся на родину, он умер в мае 79-го. Также в группе Мехти был Ганс Фриц – сын австрийского коммуниста, интернационалист. Был еще один из друзей Мехти – Рза Оруджев – командир отделения в седьмом корпусе НОАЮ. В 1945 году он был награжден за храбрость в генеральном штабе в Белграде орденом, а в 1971 году ему была прислана памятная медаль и к ней диплом за подписью Иосипа Броз Тито. Сейчас этот диплом хранится в национальном музее истории Азербайджана. А сама медаль у дочери героя – Рены ханум", - рассказывает исследователь.
"Таги Ализаде, Толя, был совсем молодой, 1924 года рождения, он приписал себе два года, чтобы его взяли на фронт. Погиб он 4 апреля 1945 года. То есть, ему едва исполнился 21 год на момент гибели", - сказал Аббасов. Партизанское имя Толя позднее сыграло злую шутку в ходе увековечения памяти погибшего героя. На памятнике в населенном пункте Ренче, установленном над братской могилой советских партизан, воевавших за освобождение словенского Приморья, Таги указан как Анатолий Алиев.
Как отметил исследователь, подобная ситуация, увы, типична для того периода:
"Имена советских граждан, в особенности из союзных республик, звучали диковинно для слуха местных жителей. Иногда партизаны сами называли себя искаженными именами, упрощая их восприятие местными, нередки были случаи, когда другие имена использовались в целях конспирации. Устанавливать истину приходится в буквальном смысле слова по крупицам".
В качестве примера он привел командира третьей роты девятого корпуса Шамиля Урьянова, которого везде указывают, как Ульянова. В некоторых документах партизан даже записан, как "командир третьей роты – Михаил Ульянов". Но на самом деле он Шамиль Абдулла оглу Урьянов. Есть также источники, где он указан, как Байрамов – это было конспиративное имя командира. Шамиль Урьянов был награжден югославской медалью "За храбрость", однако так и не успел получить свою награду, погиб в марте 1945 года. По словам автора монографии, имеется информация, что боец был похоронен на кладбище в словенском селе Войско, однако точное место его могилы не известно.
"Я списывался со словенской стороной, получил ответ от Союза ассоциаций ветеранов за ценности национально-освободительной борьбы Словении о том, что никаких могил партизан на кладбищах, расположенных близ этого селения, нет. К сожалению, непонятно, где сейчас эта могила, я обращался в наше представительство в Вене, там обещали помочь, но на этом все заглохло", - сетует исследователь.
По словам Аббасова, азербайджанцы действовали по всему словенскому приморью – в самых разных частях Словении есть наши погибшие соотечественники. К сожалению, даже при установлении правды об их судьбе, не всегда удается достучаться до властей.
"Близ столицы Словении города Любляны, в населенном пункте Жири, погиб командир партизанского взвода Мамед Гасымов. По документам он указан как Михаил Касумов. Там есть стела в память о трех погибших советских партизанах, установленная над братской могилой. И, к сожалению, его имя там не указано, хотя есть документ 1946 года, где отмечено, что это место его захоронения. На стеле могла бы быть надпись, что один из этих трех – Мамед Гасымов, то есть, одним неизвестным партизаном было бы меньше", - говорит автор монографии.
"Интересный факт - после одного из интервью со мной связался племянник Мамеда Гасымова, живущий сейчас в Германии. Он рассказал, что с Мамедом воевал его старший брат Багир. Он вернулся с войны, создал семью… Его сын передал мне фотографии братьев Гасымовых, рассказал о них", - добавил он.
"Еще один момент по поводу наших погибших в Словении. К примеру, в Триесте имеется мемориальная плита, на которой в числе прочих указано имя – Максимов. На самом деле это Мансимов из Шекинского района. Я писал властям этого района несколько раз, с просьбой подтвердить проживание Мансимова на территории Шеки и тот факт, что он призывался на войну оттуда, но, увы, не получил никакого отзыва. В числе наших соотечественников, чьи имена указаны с искажениями, можно упомянуть Великанова, который на самом деле Велиханов, Мирзаджанова, который указан как Мизаджанов, Велиева, который обозначен как Велишев, и других. Они погибли в самом начале мая 1945 года. Их имена либо не нанесены на плиту, либо указаны с искажениями, и никто этим не занимается, к сожалению", - отметил он.
Исследователь рассказал, что долгое время ищет родственников Дашдемира Керимова, которого во всех партизанских документах указывают как Александра Кириллова, либо же Киринова. Он воевал также на территории Словении, был командиром караульной роты в советской миссии в городе Триест по приему и репатриации советских граждан после войны, это значит июнь-июль 1945 года.
"На самом деле его звали Керимов Дашдемир Ильяс оглу или Хилал оглу, у него документы разнятся. У него была такая важная должность. Возможно он рассказывал что-то о том периоде, или сохранились какие-то документы. Я его тоже очень долго искал, к сожалению, не удалось найти, сам он умер, если полученная мною информация верна, где-то в начале 90-х годов, дети переехали, то есть концов уже не найти", - сетует он.
Несмотря на большое число "трудных случаев", нередки в трудах исследователя и успехи, которые вдохновляют его продолжать свою работу и дальше.
"Я искал нашего земляка Гасыма Гурбанова и наткнулся на информацию на сайте посольства России в Словении, где было указано, что на кладбище Отлицы похоронено четверо неизвестных русских. Я начал искать в архивах и выяснил, что на самом деле это 15 человек, похороненных непосредственно в Отлице, и еще четверо поблизости", - сообщил Ильхам Аббасов.
О найденной информации он рассказал на одной из конференций, организованных Международным исследовательским центром Второй мировой войны в городе Марибор. Доклад завершился в итоге открытием памятника-мемориальной доски в Отлице. Вклад азербайджанского исследователя отмечен в посвященной данному мероприятию статье, опубликованной посольством.
Если у читателей имеются вопросы или дополнительная информация об азербайджанских партизанах, связаться с Ильхамом Аббасовым можно по ссылке.
Читайте также:
Исследователь: азербайджанцы активно участвовали в движении сопротивления
Как азербайджанец стал народным героем Югославии
Первые во всем: роль азербайджанцев в итальянском Сопротивлении
Легендарный партизан: Джабиш муаллим рассказывает об Ахмедие Джабраилове
В Баку снимается фильм о легендарном азербайджанце-герое Второй мировой войны