Новости

Финансовые проблемы, закрытие: независимые театры страны переживают трудный период

Основатели азербайджанских независимых театров рассказали о сложностях, возникших из-за коронавируса, и о том, над какими новыми проектами сейчас работают.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 8 апр — Sputnik, Кямаля Алиева. Во время пандемии от простоев в работе больше всего пострадали азербайджанские независимые театры, которые не финансируются со стороны государства. К сожалению, многие из них вынуждены были закрыть свои двери, но среди них есть и те, кто несмотря на финансовые проблемы, продолжают держаться на плаву и ждут окончания карантина в стране. Как повлияла пандемия на деятельность независимых театров? Ответ на этот вопрос в интервью Sputnik Азербайджан дали их основатели.

Азербайджанцу присвоили почетное звание в России >>

Первый азербайджанский инклюзивный театр ƏSA ("Трость") создан пять лет назад. За эти годы коллектив театра поставил множество спектаклей, каждый из которых проходил при полном аншлаге. У театра нет собственного здания, поэтому он вынужден был арендовать помещение для проведения репетиций, а спектакли актеры показывают на сценах разных государственных театров.

С марта 2020 года в связи с началом в Азербайджане карантина из-за пандемии коронавируса ƏSA закрыл свои двери. Вначале спектакли демонстрировались в прямом эфире на странице театра в Facebook. Их просматривало более 100-150 зрителей. В мае 2020 года коллектив театра начал репетиции постановки "Маленький принц" в соответствии с правилами карантина. Однако в связи с обострением ситуации в стране из-за пандемии руководство театра вынуждено было приостановить работу над спектаклем.

В годы Отечественной войны театр активно демонстрировал поддержку азербайджанской армии, сняв серию социальных роликов. С конца 2020 года ƏSA запустил проект цифровых монологов и уже представил некоторые из них на суд зрителей. В настоящее время театр работает над другими цифровыми проектами.

"Учитывая то, что наш театр не работал больше года, мы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Коллективы государственных театров регулярно получали свою зарплату. Мы же не имели никакого дохода, так как наш театр не обладает государственным статусом. Мы индивидуально интересуемся каждым нашим сотрудником, пытаемся решить проблему каждого, хоть и у самих финансовые сложности. В отличие от других театральных режиссеров, я не получаю дополнительную зарплату ни от одного государственного театра", - отметил основатель театра, режиссер Нихад Гуламзаде.

В ƏSA уже год делают все возможное, чтобы сохранить за собой арендованный офис. По словам Гуламзаде, в нем находится все техническое оборудование театра - костюмы, реквизиты, декорации, которые театр собрал на протяжении пяти лет. Также в этом офисе проводятся репетиции и снимаются разные проекты.

"В отличие от многих театров, мы активно работаем. Весь бюджет мы израсходовали на покупку оборудования для съемок своих цифровых проектов. Недавно был запущен наш веб-сайт. Хоть коллектив театра сейчас ни копейки денег не зарабатывает, мы продолжаем работать. Считаем, что за пять лет мы проявили себя и заслуживаем поддержки государства для нашего театра", - считает Гуламзаде.

Независимый интерактивный театр dOM основан в 2016 году бывшим директором Государственного театра YUĞ, режиссером Тарланом Расуловым. В связи с пандемией коронавируса театр также вынужден был приостановить свою деятельность.

"Условия в стране для всех театров одинаковые, поэтому и мы закрылись. Мы решили эту затянувшуюся паузу провести с пользой. Стараемся проводить занятия для актеров в ограниченном количестве. Но онлайн-показы не делали, так как театр – это живое искусство. Слава Богу, у нас не возникли проблемы, так как изначально структура нашего театра отличается от других. Мы показываем один проект, а потом его закрываем и приступаем к работе над другим", - отметил Расулов.

dOM отличается от других театров еще и тем, что не имеет собственного здания и даже арендованного офиса. Режиссер признается, что изначально был против того, чтобы арендовать помещение. Он считает, что здание – это лишняя обуза для творчества и театра.

Только вперед: азербайджанку не пугает конкуренция на российской оперной сцене

"Многие независимые театры арендовали здание, поэтому сейчас испытывают финансовые проблемы. Я всегда говорил и до сих пор считаю, что помещение, наоборот, создает еще больше проблем для театра и в материальном, и организационном планах. Государство не обязано поддерживать и помогать финансово независимым театрам. Оно (государство) и так обременено поддержкой театров, музеев, галерей и других учреждений, имеющих государственный статус. Я просто не могу понять претензии некоторых руководителей. Если вы хотите называться независимыми, то, наверное, стоит и быть независимыми, а не требовать какой-то помощи от государства", - считает Расулов.

Режиссер оценивает затянувшуюся паузу в театральной сфере как период обновления, перезапуска всего того, что было. Он уверен, что эта ситуация сильно скажется в постановках и реальной жизни. Расулов считает, что открытие театров после окончания карантина покажет - соскучились ли люди по театрам, и нуждаются ли они в театре вообще. Режиссер вынужден был заморозить все свои проекты. Насчет будущих планов Расулов отметил, что не любит планировать и все покажет время. Но вместе с тем он упомянул о том, что идёт умеренная работа над двумя проектами - один из них в жанре документального театра.

Азербайджанский театр в Грузии вновь приглашает зрителей и готовится к премьерам >>

Театр азербайджанского режиссера Ильгара Сафата - "Сафат театр", который был создан в 2019 году, также ждет открытия. В его состав входят народные артисты Азербайджана Людмила Духовная и Мабуд Магеррамов, актеры Азер Айдемир, Румия Агаева и другие. Театр тоже столкнулся с финансовыми проблемами, так как не имеет собственного здания. На данный момент Ильгар Сафат занят съемками фильма.

К сожалению, в отличие от других театров первый азербайджанский независимый театр ADO очень сложно пережил и переживает период пандемии. Коллектив театра вынужден был расстаться со зданием, в котором они работали, репетировали и показывали свои спектакли на протяжении многих лет.

Основателю театра, режиссеру Эльмину Бадалову из-за потери здания пришлось закрыть свой театр. Труппе удалось найти место для размещения всех декораций, аксессуаров. Восстановит ли свою деятельность театр после окончания пандемии – Бадалов ответа на этот вопрос пока не знает.