БАКУ, 10 янв — Sputnik, Рагим Мурадов. Немало семей в Азербайджане отправили сыновей на фронт за 44 дня второй Карабахской войны, многие из них уже не вернулись, в том числе Агшин Ибадов, младший из четырех братьев и погибший в боях.
Семья Ибадовых из села Болады Лянкяранского района, наверное, ничем не отличается от других, члены которых погибли в боях за освобождение азербайджанских земель от оккупации: то же горе от потери сына, та же гордость за то, что тот сражался за родину. А в этой семье воевал не один - в разное время в боях участвовали четыре сына этого дома.
"У меня четыре сына. Старший, Эмиль, участвовал в первой Карабахской, второй, Джамиль, служит сержантом в Вооруженных силах, третий, Мамедгусейн – подполковник ВС, а четвертый, Агшин, был майором спецназа. Все четверо участвовали в боях за целостность страны", - рассказывает глава семьи Назим Ибадов.
Наша беседа была посвящена самому младшему из них - Агшину Ибадову, офицеру-спецназовцу.
Четвертый сын был очень болезненным, часто хворал до 11 лет, мы его с трудом выходили, вспоминает отец солдата.
"Все сыновья проучились в школе на отлично, но Агшин выделялся еще больше. После завершения школы с высоким баллом поступил в Высшую военную школу, которую тоже закончил с отличными оценками и стал офицером", - рассказывает глава семьи.
Затем Агшин продолжил военное образование в Турции и получил степень магистра. За время службы, как рассказывает Назим Ибадов, Агшин не раз был награжден медалями. Образцом для себя майор спецназа выбрал шехида генерал-майора Полада Гашимова, погибшего летом текущего года в боях в приграничной области. Агшин Ибадов называл погибшего генерала исключительным человеком, которые не часто приходят в этот мир, вспоминает отец.
"Помню, когда я бы ни звонил ему во время его пребывания в Баку, заставал Агшина в Ахундовской библиотеке (Национальная библиотека Азербайджана - ред.)", - говорит отец героя, вспоминая, что сын всегда говорил - о солдате надо заботиться, чтобы спрашивать с него.
Ддрузья-офицеры всегда ставили Агшина в пример себе и другим, добавляет он.
Рассказывая об участии сына в последних военных действиях в карабахском регионе республики, Назим Ибадов отметил, что Агшин был в зоне боев с конца сентября. Первоначально его несколько дней продержали в командном центре. Однако через несколько дней Агшин по своему настоянию был направлен во главе разведгруппы на физулинское направление. После боев за Физули младший Ибадов принимает участие в боях по освобождению Гадрута, где он и погибает.
Боевые товарищи майора Ибадова до сих пор звонят семье с просьбой переслать им несколько фотографий офицера, чтобы иметь у себя дома портрет человека, который спас им жизни.
"Мы живы благодаря его храбрости, говорят они. Мы обязаны ему жизнью. Пусть у нас дома будет его фотография, говорят они", - рассказывает отец.
Интерес к военному делу у Агшина проявился рано, рассказывает его старший брат Эмиль Ибадов: "Помню, когда я приезжал в отпуск во время службы в 1994-1997 годы, он выпытывал, как идут бои, как там все в окопах. А ему было только 10-11 лет".
Старший брат в свое время также прослужил в спецназе, и может быть, именно это подтолкнуло младшего в семействе Ибадовых тоже пойти в войска специального назначения, полагает Эмиль. И уже в детстве в нем чувствовался патриотизм, он около десяти раз перечитал эпос о национальном герое Азербайджана Кероглу, отцу даже приходилось отнимать у него книгу, чтоб тот засел за уроки, рассказывает старший из братьев.
"Он был самым младшим, и потому его потеря особенно ранит, но вот слова похвалы о нем боевых товарищей переполняют меня радостью и гордостью", - замечает Эмиль.
Свои воспоминания о дне, когда Агшин отправился в зону боевых действий, рассказала его вдова Мехсети: "Помню, в тот день, пока готовился, он о чем-то говорил нашей дочке, которой всего-то 14 дней было. Даже меня заставил выйти из комнаты, чтобы побыть с ней".
"Никогда раньше я никого не провожала на войну, мне было тяжело отпускать его, и в тот день, увидев это, Агшин сказал мне - не плачь, или вернусь, или буду шехидом",- вспоминает она.
Чтобы семья не волновалась, Агшин каждый день рано утром созванивался с супругой, а если звонить не получалось, отправлял смс о том, что с ним все нормально.
"Утром 19 октября смогли переговорить, обещал связаться вечером, но в тот же день он погиб", - рассказывает Мехсети.
А в заметках в телефоне, куда майор все записывал, после смерти семья прочитала следующее: "Со спокойной душой отдам жизнь за родину, потому что спутница жизни сможет воспитать моего ребенка любящим отечество и верующим. Да хранит тебя Всевышний, Мехсети!"
Есть у Агшина Ибадова близкий друг, турок из Бельгии, который в память о нем в одной из африканских стран обустроил источник и место для омовения, и новость об этом дала еще один повод гордиться своим мужем, признается напоследок супруга майора спецназа, боевого офицера, павшего в Карабахе за освобождение родных земель.