В середине 70-х годов на экраны СССР вышел фильм режиссера Элема Климова "Агония". Эта историческая картина рассказывала о Григории Распутине, о семье Николая II, о тех неоднозначных годах русской истории. При этом рассказывала совершенно вне контекста официально принятой точки зрения. Это творение Климова взбудоражило все кинематографическое сообщество страны, но власти опомнились и картину быстренько сняли с проката. Только через десять лет лента вновь вышла в прокат, но уже с правками.
Кроме того, что картина была снята на эпатажную для тех времен тему, она была снята на высоком художественном уровне. Не буду пускаться в пространные рассуждения о шедевре Климова, но в числе многих достоинств этой картины надо отметить великолепный актерский ансамбль. Всех покорил блистательно сыгравший Распутина актер Алексей Петренко, который, собственно, именно после этой картины стал очень популярным.
Но меня больше всех поразил другой актер - Анатолий Ромашин, 90-летие которого сегодня отмечает кинематографическая общественность. Ромашин сыграл в этом фильме роль императора Николая II и казалось, что нет дела более легкого. Можно было пользоваться уже опробованными клише и вновь показать кровавого злодея, далекого от чаяний своего народа. Но Ромашин впервые воплотил на экране совершенно другой образ царя. Благодаря документальной литературе у меня самого, как и у всех интересующихся историей, тоже сложилось определенное мнение о последнем царствующем Романове. Это представление отличалось от того, что нам навязывали власти. А вот Анатолий Ромашин показал нам свою трактовку этого человека. Нет, нет, не императора, не царя всея Руси, а именно человека!
Ромашин блистательно воплотил на экране образ слабовольной личности, которая поддается влиянию близких. В его исполнении Николай – отец, который страдает из-за болезни сына, любящий муж. Николай в этом фильме показан как человек, оказавшийся не на своем месте, который неспособен справиться с народной стихией, а желает, чтобы все это улеглось как бы само собой, что дало бы ему возможность всецело заняться проблемами семьи. Ромашин показывает Николая порядочным человеком, единственная ошибка которого была в том, что он давно должен был отказаться от трона. Притом отмечу, что все это Ромашин передает очень скупыми методами, все больше взглядами, полными боли, безысходности, а порою отчаяния. Блистательная работа актера!
Родившись в первый день 1931 года в Ленинграде, мальчик с детских лет был очень любознательным и увлекался литературой. А когда родители начали его брать с собой в театр, он просто заболел им. Анатолий во время блокады оказался в Ленинграде, но чудом был эвакуирован по Дороге жизни.
После войны, когда пришло время, он служил в военно-морском флоте, был командиром торпедного катера. Несмотря на то, что у него была ярко выраженная интеллигентная внешность, Ромашин в юности серьезно занимался спортом и притом предпочтение отдавал боксу. Во время службы на флоте Ромашин обезвредил в ледяной воде упавшую за борт торпеду. За этот подвиг его наградили наручными часами от командующего флотом и грамотой ЦК ВЛКСМ.
После службы он наконец сумел претворить в жизнь желаемое: Ромашин поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1959 году. Учился он со многими их тех, кто вскоре станут мэтрами советского театра и кино. Достаточно назвать великие имена Евгения Евстигнеева, Олега Табакова, Евгения Урбанского.
Ромашин был принят в коллектив Театра имени Владимира Маяковского. Не сразу, но через определенное время он становится одним из ведущих актеров театра. А в труппе театра, возглавляемого великим режиссером Андреем Гончаровым, в те времена блистали такие виртуозы актерской игры, как Владимир Самойлов, Светлана Немоляева, Александр Лазарев, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, ну и, конечно же, Анатолий Ромашин.
На сцене этого театра Ромашин сыграл большое количество ролей. Спектакли с его участием пользовались неизменным успехом. В 1977 году Анатолий Ромашин за свою работу в театре был удостоен Государственной премии СССР. Последним большим успехом Ромашина в театре можно назвать его блистательную работу в постановке Андрея Гончарова "Жизнь Клима Самгина", где он играл главную роль. В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского Театра Луны, в спектаклях "Фауст", "Византия", "Ночь нежна".
В кино же он дебютировал в 1959 году в фильме Владимира Наумова "Ветер". Сыграл настолько хорошо, что и другие режиссеры сразу начали приглашать актера для участия в своих картинах. Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но при этом одной из первых работ в кино для Ромашина стала роль Феликса Дзержинского в картине "Именем революции".
Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был колоссален. Он мог играть в картине любого жанра - как в гротескной, так и в лирической. Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. Вспомним его Герасима Кузьмича Петрина в шедевре Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино", Василия Шуйского в "Борисе Годунове" Сергея Бондарчука, Архангельского в "Любить человека" Сергея Герасимова, генерал-майора Шатилова в "Освобождении" Юрия Озерова, Звонцова в "Егоре Булычове и других" Сергея Соловьева, Петра Врангеля в "Маршале революции" Сергея Линкова, князя Верейского в "Благородном разбойнике Александре Дубровском" Вячеслава Никифорова, Александра Бенуа в "Анне Павловой" Эмиля Лотяну, доктора Армстронга в "Десять негритят" Станислава Говорухина и многих других картинах…
В 90-е, когда в кино наступил кризис, Анатолий Ромашин снимался крайне редко. Он преподавал во ВГИКЕ, из его мастерской вышли такие известные актрисы, как Анна Михалкова и Алена Бабенко. Он был востребован в театре, а во второй половине 90-х годов положение в кино несколько выправилось и Анатолий Владимирович начал вновь сниматься.
Он был оптимистом и верил, что проживет долгую жизнь. Ссылался на гадалку, которая предсказала ему 83 года. Действительно, в свои 69 лет актер был здоров, в прекрасной физической форме, счастливо жил с молодой женой, которая родила ему сына Митю, и был полон планов. У него 1 января 2001 года должен был состояться 70-летний юбилей. Для этого события в театре Луны ставился спектакль "Метеор", где Ромашин играл главную роль. Но судьба распорядилась иначе. 8 августа 2000 года, будучи у себя на даче, актер решил спилить засохшее дерево. Дерево рухнуло на актера…
Еще несколько лет спустя его трагической смерти на экраны выходили фильмы, где он успел сняться. По мистическому стечению обстоятельств, одной из последних его картин стал фильм "Джоконда на асфальте" режиссера Владимира Наумова, того самого, с фильма "Ветер" которого началась кинокарьера выдающегося советского и российского актера Анатолия Владимировича Ромашина.