Юсиф Джафаров: путь в большое кино

О том, как шла работа над дебютной кинолентой, и о своих планах на будущее Юсиф рассказывает в этом интервью
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Бакинец Юсиф Джафаров в 2018 году поступил в одну из известных мировых школ кино New York Film Academy, расположенную в Лос-Анджелесе, и окончил ее с отличием. В этом году его дипломная работа — короткометражный фильм «Взятка» — получил целую серию наград в США, среди которых New York Movie Award в номинациях Best Fantasy Film, Honorably Mention Original Screenplay, Honorably Mention VFX; Hollywood Gold Award в номинациях Silver Director Short Film и Gold VFX.

Помните первое кино, которое произвело на вас сильное впечатление? Заставило задуматься, растоптало, выбило из вас, ребенка или подростка, слезу?

Первым фильмом, который занимал мой разум довольно долго, была французско-итальянская драма «Двое в городе» (Two Menin Town) 1973 года. Фильм про человека (его сыграл Ален Делон), который после тюрьмы пытается наладить нормальную жизнь. Устроился на работу, влюбился, но вот один полицейский никак не оставлял его в покое и был уверен, что парень что-то затеял. Финал картины невероятно тяжелый. Персонаж Алена Делона был отправлен на гильотину. Его финальный взгляд на своего куратора, который помог ему в свое время встать на путь исправления, его глаза, полные боли, безысходности и страха перед концом, меня как ребенка (тогда мне было 12–13 лет) очень тронули. Спустя годы я, пересмотрев этот фильм, получил еще больше эмоций и очень долго обдумывал увиденное. Такого рода фильмы я очень люблю — фильмы-размышления, подобные «Зеленой миле» или «Побегу из Шоушенка».

Как среда, в которой вы росли, повлияла на выбор профессии?

Трудно сказать, повлияла среда или нет. Мой дедушка и дядя всю жизнь увлекались фотографией и, наверное, это отчасти передалось и мне. Но лет в 15, когда у меня впервые появилась цифровая фотокамера, я стал больше снимать на нее видео, чем фотографировать. Снимал импровизированную рекламу или небольшие ролики и потом монтировал в программе, которую тогда считал довольно крутой. Проводил разные эксперименты с переходами и анимацией. Все это и стало отправной точкой в моей карьере.

Вы родились в Баку, а профессиональное образование получили в Америке. Как оказались в Штатах?

Первое свое профессиональное образование я получил в Москве. Поехал туда на пару месяцев и прошел интенсивные курсы по компьютерной графике в школе Real Time. Потом мне посчастливилось попасть на практику в студию Первого канала, и я поработал над проектом «Мульт личности»в качестве digital compositor — сводил графику с видео и доводил картинку до финального результата. Путь в Америку был долгим. Я потратил много времени на поиски университета. Я всегда мечтал попасть в большое кино и искал для этого пути. В 2016-м рекрутеры из New York Film Academy, в которой учились многие известные в мире кино личности и их дети (например, дети Стивена Спилберга), приехали в Баку. Пообщавшись с ними, я стал работать над поступлением в эту академию. Получил хорошую скидку за свое портфолио и начал копить деньги. B 2018 году я наконец решился переехать в Лос-Анджелес — учиться и жить. За время учебы мне посчастливилось попрактиковаться в Universal Studios и в CBS Studio, где я снял свою самую первую мизансцену и часть тезисного короткого метра — The Bribe («Взятка»).

Насколько комфортно вам в Америке? Нашли свое место? По Баку не скучаете?

В Америке я был несколько раз до переезда. Отчасти я понимал, что меня ждет и что всё будет непросто. Ко многому я привык. К образу жизни, к еде, к людям. Я адаптировался настолько, что мне уже, наверное, будет некомфортно в Баку. Скучаю ли я по Баку? Да, конечно, ведь это моя родина. Скучаю по близким? Да. А вот место свое я все еще ищу. Планов и мыслей много. В этом и уникальность США: не нравится то, чем занимаешься, или город, в котором живешь, и ты с легкостью можешь уехать в другой штат и найти себе новое занятие.

Режиссура — одна из немногих профессий, которой можно и должно заниматься в сознательном возрасте, когда уже сформировалась общая концепция понимания мира. В вашем случае это так? Или вы все еще в поиске?

Еще до переезда у меня была идея, которую я вынашивал многие годы: я очень хочу снять один фильм. Причина, по которой я его пока не начинаю снимать, проста: я для себя решил, что буду делать это только тогда, когда буду готов как режиссер. Быть режиссером невероятно сложно и нервно. Это не просто взял, обсудил идею, почитал сценарий и пошел снимать. Это невероятно трудоемкий процесс, в котором надо продумать сцены с продюсером и с командой, создать историю и героев, в которых поверит зритель. Выстроить логистику. Найти определенных актеров, которые смогут передать нужные эмоции и донести твою режиссерскую мысль до зрителя.

Юсиф Джафаров: путь в большое кино

Короткометражный фильм «Взятка» — почти притча. Идея давно появилась? Почему именно тема любви и смерти через мистику, миф, иносказание?

Идея пришла спонтанно. Как-то я читал о том, как один молодой человек попал в трамвай, перевозящий мертвецов. Мне эта история понравилась, хотя она была очень короткой и непродуманной до конца. А я всегда увлекался мифологией, и тогда я подумал: а что, если взять сюжеты мифов и вписать их в реальное время? Начал с того, что каждый из нас был влюблен, у каждого был опыт с потерей кого-то из близких. Сначала за основу я взял египетскую мифологию, но понял, что адаптировать ее так, как я хочу,будет в разы дороже и сложнее. И заменил ее на греческую. Именно в ней есть персонаж Харон, который перевозит усопших на лодке по реке Стикс — из мира живых в мир мертвых, к богу смерти Аиду. В моей истории лодка превратилась в автобус — один из основных современных видов транспорта, а дорога, по которой этот автобус едет, и есть та самая река Стикс. У меня по сюжету в этот автобус мертвых персонаж должен был попасть живым. Тут тоже на помощь пришла мифология — в древнегреческом сказании Геракл приплывает к Аиду, дав взятку Харону — золотую ветку. Вот она-то и стала связующим звеном в моей истории. Сам фильм для меня экспериментальный. Работая над ним, я понял свои сильные и слабые стороны, осознал, что мне нужно учесть при работе над следующим проектом.

С вами работала интернациональная команда. Расскажите о ней.

В моей команде было более 25 человек — русские, украинцы, белорусы, китайцы, индусы, казахи, австралийцы и, конечно же,американцы. Главная актриса —известная блогер и модель из Бразилии. Роль второго плана сыграл российский актер Иван Дубровский, который стал известен зрителям по сериалам «Молодежка», «Гостиница “Россия”» и т.д. Его роль — это своеобразное камео, так как мы с ним уже работали в моем первом коротком фильме, где он играл главную роль: там его персонаж умирает и таким образом попадает на автобус в фильме «Взятка». Это невероятно,  когда такая большая интернациональная команда работает над одним фильмом в Лос-Анджелесе, и нас всех объединяет любовь к кино. Интересно, как люди из разных стран рассказывают свои истории и передают друг другу свой опыт. И, разумеется, язык общения на площадке только один — английский.

«Взятка» — ваша дипломная работа. С каким чувством вы оканчивали обучение в Академии? Что вам она дала?

С чувством гордости и невероятной радости. Я закончил обучение с отличием. Из группы примерно в 50 человек я был среди четырех лучших. Это для меня очень важно. Мой фильм получил огромное количество положительных отзывов, что очень приятно. Разумеется, в фильме есть и недочеты, но это вполне предсказуемо — это же студенческая работа, без ошибок тут никак. Главное, вынести урок и сделать новый фильм с учетом старых недочетов. Академия научила нас многим тонкостям профессии, а сумеем ли мы применить эти знания в дальнейшем, зависит только от нас.

Кино — магия и искусство, тяжелый труд и волшебство. Что для вас в нем самое главное?

Рассказать свою историю. Ведь это то, что делает режиссер, — рассказывает историю. Да, кому-то она может не понравиться, кого-то обидеть, кого-то растрогать, а кому-то поднять настроение, но вот если ты смог повлиять хоть на одного зрителя, то ты уже проделал всю эту работу не зря.

Юсиф Джафаров: путь в большое кино

Первый фильм и сразу успех, призы, награды. Насколько и почему вам важно такое признание? Вы сами довольны своей работой?

Успех и признание — это, конечно же, важно, но не самая заветная цель. Нет, я не до конца доволен своей работой, и, может быть, когда-нибудь я смогу из этой короткометражки сделать полный метр. Мне важно, чтобы зрителям было интересно смотреть и чтобы они захотели увидеть то, что я сниму потом. Награды же и призы только помогают продвигаться дальше по карьерной лестнице. Именно награды являются для продюсеров показателем того, что этот режиссер знает  и умеет, дает понимание того, как он снимает и что с ним можно работать. Призы и церемонии награждения помогают найти связи и спонсоров, а это тоже важно. Например, на крупных фестивалях можно встретить больших продюсеров из Netflix и Warner Media.

Говорят, режиссер, талантливый, большой, он как вино — с годами лучше и интереснее. Согласны? Есть план, как двигаться в этом направлении?

Если посмотреть на именитых режиссеров, то это высказывание на все сто верно. Многие их первые работы были сняты на коленке за копейки, и с годами им давали все больший бюджет и свободу действий. Каждый проект уникален, и это всегда что-то новое, с каждым проектом режиссер приобретает новые навыки и бесценный опыт.

Когда фильм уже готов, он, как правило, перестает быть интересным режиссеру, и автор уже думает о следующем. Есть ли у вас проекты в разработке?

Это обычно бывает либо со студенческими фильмами, либо с теми, где режиссер нанят, чтобы просто быть частью команды, и он вовлечен в проект чисто номинально. Я снял два фильма. Оба из них были студенческими, и после того, как я закончил монтаж для университета ради оценки, я оставил их на долгий срок. Разумеется, версия «Взятки» для университета и та, которая была отправлена на фестивали, разительно отличаются. Первая была короче, сырой, сделана на скорую руку ради оценки. А вот финальную я начал делать спустя несколько месяцев, когда отдохнул и немного отошел от первой версии. Это психологический фактор. Режиссер проживает весь фильм в начале работы и во время съемок, а дальше уже идет долгое и нервное ожидание финальной картины. На данный момент я работаю над несколькими идеями. Готовлю крупный проект из трех частей, посвященный карабахскому конфликту. Этот проект я продумываю многие годы, и по результатам недавней победы Азербайджана, может, будет шанс снять фильм на натуре — в Карабахе.

Будете ли держаться линии мистики и жанра триллера?

Пока сложно сказать, но знаю только, в какие жанры я не пойду: это комедия и семейные фильмы. Я люблю драматическое и мистическое кино. Вот снял два мистических коротких метра, в планах попробовать психологическую драму. Работаю над несколькими идеями на полный метр в этом жанре. Хочу отойти на время от фэнтези, но меня постоянно в нее так и тянет. Съемка инди-фильмов на полный метр занимает очень долгое время. Без спонсоров снять нормальное кино либо займет годы, либо будет не так визуально эффектно. Благодаря современным технологиям снять фильм стало настолько доступным, что это уже не является чем-то недосягаемым. Деньги можно собрать на специальных платформах, а снять можно и на iPhone. Важны интересная идея и люди, которые помогут воплотить эту идею в жизнь.