Новости

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

Ирина Константиновна Скобцева прожила долгую и богатую событиями жизнь. Она в когорте известнейших актрис Советского Союза - а также одна из самых красивых женщин за всю историю кинематографа.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня кинематографическая общественность прощается с одной из самых выдающихся актрис советского и российского кинематографа – Ириной Константиновной Скобцевой.

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

С первого же раза, как я еще совсем мальчишкой увидел на экране эту потрясающей красоты женщину, она всецело приковала к себе мое внимание. Было в красоте Ирины Константиновны нечто такое, что не только вызывало восхищение мужчин в том возрасте, когда они способны отдать должное женской привлекательности, но и очаровывало детей, которые также влюблялись в эту обворожительную фею. Я бы сказал, что в Ирине Скобцевой с ее безупречной красотой соседствовали доброта и уютность. А дети, как известно, тянутся к этим качествам, и не только они.

А ведь первый раз я увидел Скобцеву в роли Элен Безуховой в гениальной экранизации ее мужа, Сергея Федоровича Бондарчука, "Войны и мира" великого Льва Толстого. В этой киноэпопее был занят весь цвет советского кинематографа. Скобцевой была поручена роль роковой красавицы Элен Курагиной, которую всеми правдами и неправдами выдают замуж за доброго увальня Пьера Безухова.

Персонаж Скобцевой был далек от характера актрисы. Пожалуй, их схожесть была только во внешней неотразимости. Актриса благодаря своему таланту старалась показать эгоизм, холодную расчетливость и алчность своей героини, но в глазах Скобцевой, несмотря на все старания, читалось противоположное. Она, в отличие от Элен Безуховой, была создана для любви и семейной жизни, для создания уюта, что прекрасно знал и Сергей Бондарчук, проживший в счастливом браке с Ириной Скобцевой долгие годы.

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

Родилась Ирина Скобцева 22 августа 1927 года в Туле. Ее семья была далека от мира кино и театра. Закончив школу, она, скорее всего под влиянием матери - архивного работника, поступила на истфак МГУ имени Ломоносова. Однако в университете она принимала активное участие в студенческом театре и это настолько увлекло Иру, что после окончания истфака она не стала работать по специальности, а поступила в Школу-студию МХАТ.

Естественно, слух о юной красавице Школы-студии дошел и до кинематографа. Но до последнего курса она все же не снималась, пока выдающийся режиссер Сергей Юткевич не сделал ей предложение, от которого молодая актриса не могла ни в коем случае отказаться. Ведь речь шла об экранизации бессмертной трагедии Вильяма Шекспира "Отелло", где дебютантке была предложена главная роль - Дездемоны. О таком можно было лишь мечтать, а тут вполне конкретное предложение, и конечно же, Скобцева с радостью согласилась. А роль Отелло была поручена к тому времени уже знаменитому Сергею Бондарчуку.

"Отелло" Юткевича имел огромный успех как в СССР, так и во всем мире. Но, на мой взгляд, эта картина все же уступает остальным советским экранизациям произведений Шекспира. Тем не менее, актеры прекрасно справились со своей задачей, а Скобцева-Дездемона была просто обворожительна. Настолько, что видавшие много красивых женщин члены жюри престижнейшего фестиваля в Каннах удостоили Скобцеву звания "Мисс Шарм Каннского кинофестиваля".

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

Но не только звания и награды получила Ирина Константиновна благодаря роли Дездемоны. Также произошли изменения в личной жизни. Сергей Бондарчук оформил развод со своей первой женой Инной Макаровой и в 1959 году женился на Скобцевой.

Между тем продолжалась и ее творческая жизнь. Она снимается в одном за другим фильмах, занявших достойное место в истории советского кинематографа. Скобцева сыграла Шурочку в "Поединке" по Куприну, герцогиню в "Белых ночах" по Достоевскому, а также роли современниц - Марьяну в "Сереже", Новожилову в "Неповторимой весне", Киру в "Обыкновенном человеке".

После того как она вышла замуж за Бондарчука, несомненно, великого режиссера и актера, Скобцева больше заботилась о том, как сделать быт своего гениального мужа совершенным, чтобы его ничто не отвлекало от создания киношедевров.

Но вместе с тем она и в последующие годы создала множество интересных ролей. Скобцева бралась не только за главные роли, но и с удовольствием соглашалась на роли второго плана. Вспомним ее Лизу Анисимову в "Любовь земная", Лидочку в "Зигзаге удачи", Эвелин Ивенс в "Молчании доктора Ивенса", Барбару в " Пятьдесят на пятьдесят", полкового врача в "Они сражались за Родину", мать Артура в "Оводе", Клавдию Юшкову в "Человек в проходном дворе", баронессу Остенфельзен в "Человек в штатском", хозяйку корчмы в "Борисе Годунове", профессора Шувалову в "Молодость с нами", Мейдж в "Время и семья Конвей", миссис Ларк в озорной картине "Мэри Поппинс, до свидания!" и во многих других ролях.

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

Ирина Константиновна также преподавала вместе со своим мужем во ВГИКе и вырастила целую плеяду талантливейших актеров.

После распада Советского Союза Ирина Скобцева надолго исчезла с киноэкранов. Хотя в последнем проекте своего мужа - экранизации "Тихого Дона" - она сыграла Василису Ильиничну.

В российском кино актриса снималась редко, но все же когда появлялась на экране, то запоминалась своей неувядающей красотой и неугасаемым талантом. Вместе с этим надо отметить, что если в советском кинематографе беспрекословным авторитетом был ее муж, то в российском кино таким же стал ее сын - выдающийся актер и режиссер Федор Бондарчук.

"Мисс Шарм Каннского кинофестиваля": прощание с легендой кино Ириной Скобцевой

Ирина Константиновна Скобцева прожила долгую и богатую событиями жизнь. Она вошла в когорту самых известных актрис Советского Союза, ну и, естественно, считается одной из самых красивых женщин за всю историю кинематографа. Прожив 93 года, она ушла из жизни 20 октября, в тот же день, когда умер ее муж, но двадцать шесть лет спустя.