Новости

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

Саялы Бахар рассказала о своих новых проектах, книге, учебе и о том, как популярность изменила всю ее жизнь, и какие свои ошибки она не намерена больше повторять.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева

Писательница Саялы Бахар, как бы это странно ни звучало, сполна воспользовалась возможностями, созданными пандемией коронавируса. В период карантина, введенного в стране для борьбы с опасной инфекцией, она не только получила стипендию американского правительства для обучения по журналистской программе в Грузии, но и еще стала сотрудницей компании "Яндекс" на позиции редактор для "Яндекс.Музыка" в Азербайджане. Подробно о своих успехах она рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

- Для многих людей карантин состоит только из минусов, но у вас все по-другому. Как так получилось?

Азербайджанским художникам помогут заработать в условиях карантина

- Да, действительно, прошедший период оказался для меня очень плодотворным. Но только со стороны кажется, что это все произошло внезапно, на самом же деле я долго изучаю какой-то вопрос, прежде чем принять решение - советуюсь с компетентными людьми, изучаю опыт.

К поступлению в магистратуру в сфере журналистики и медиа-менеджмента в Georgian institute of public affairs я готовилась шесть лет, то есть с последнего курса бакалавриата. Госдепартамент США через посольство в Баку ежегодно спонсирует азербайджанских журналистов, желающих пройти там обучение.

Но вместе с тем не могу не отметить тот факт, что пандемия отразилась отрицательно и на моей жизни. Я лишилась основных источников дохода и долго не могла устроиться на работу. Я просто стараюсь не фокусироваться на плохом и не афиширую свои проблемы. Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать.

- Вы некоторое время жили за границей. Как так получилось, что вернулись в Азербайджан?

- Да, я жила за границей какое-то время. Вернулась же по многим причинам, но в основном потому, что хотела реализовать социальные проекты и инициативы. Я себя плохо там чувствовала и морально, и физически. Ко всему этому скучала по дому и по родным. Я чувствовала, что мне нужно еще пожить в Баку, прежде чем продолжить свою учебу и путь.

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

- Сейчас вы собираетесь переехать жить в Грузию. Бывали раньше там? Вообще вам трудно привыкать к новому месту проживания?

KulturMultur по-азербайджански: бакинцев научат отдыхать, как в XIX веке

- Грузия - прекрасная страна. Я бывала там несколько раз и рада, что у меня будет шанс поближе познакомиться с укладом жизни грузин. В связи с тем, что моя семья, работа и бизнес находятся в Баку, насовсем переезжать в Грузию я не намерена. Пока мне придется жить на два города.

Привыкать всегда нелегко, но из моего опыта жизни за рубежом я поняла, что очень важны люди, которые окружают тебя. У меня много друзей в Тбилиси и Батуми, и потому я спокойнее переношу этот отъезд. Помимо учебы в Тбилиси, я буду представлять на выставке NO Fair азербайджанскую современную литературу, которая пройдет с 30 сентября по 5 октября. Эту экспозицию организует одна из самых известных кураторов Грузии Ирена Попиашвили.

- Вы за время карантина также стали сотрудницей компании "Яндекс". Как вам это удалось? Из чего будет состоять ваша работа?

- Ой, это очень забавная история, которая, надеюсь, порадует читателей и вселит им надежду. С начала года я искала новую работу. Все друзья помогали, рекомендовали меня, за что спасибо им всем. Много ходила на собеседования, но все как-то текло вяло. Помню, как в январе пела в караоке песню Валерия Меладзе "Небеса" и просто кричала мирозданию: "Небеса! Так услышьте меня!". Потом начался карантин. Спустя полгода поисков я уже отчаялась, перестала искать, сфокусировалась на магистратуре. Действительно, нужно доверять жизни и не отчаиваться, если не получилось.

Я никогда так долго не искала работу, меня это даже настораживало. В одной из бакинских групп в соцсети Facebook я увидела объявление, что компания "Яндекс" находится в поиске сотрудника, и я решила послать туда свое CV. Я не ждала, что мне ответят, но они ответили. К сожалению, пока не могу рассказать, в чем будет заключаться моя работа.

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

- В начале 2020 года вы также создали социально-культурную платформу KulturMultur. Что станет с ней после вашего отъезда?

Народный писатель: разговаривать на ТВ уличным языком – недопустимо

- KulturMultur Baku смог полноценно функционировать до пандемии всего три с половиной месяца, и за это время мы многое сделали. Нам удалось провести пять мероприятий с признанными и очень интересными деятелями культуры, затронуть пять общественно важных вопросов. Ко всему этому в феврале с этим проектом меня пригласили на полностью спонсируемую региональную конференцию и тренинг с финскими бизнес-тренерами по креативным индустриям в Батуми. По результатам тренинга мой проект и еще девять проектов с Южного Кавказа пригласили также на полностью оплачиваемый учебный тур в Хельсинки, который, к сожалению, был отменен из-за пандемии коронавируса.

Наша платформа будет продолжать образовательные инициативы. В скором времени мы запускаем направление для детей. Пока, к сожалению, не могу раскрыть всех деталей, но будет очень полезно и интересно.

- Вы же главным образом писатель. Работаете над новыми произведениями?

Владелица «Али и Нино» Нигяр Кочарли: детство в библиотеках и бизнес по любви

- Вы знаете, моя проблема заключается в том, что все мои мечты сбываются. Я мечтала написать книгу, которую будет обсуждать весь город, и у меня это получилось. Это были действительно скандальные книги, особенно первая, которая вышла в 2015 году.

Время от времени читатели спрашивают меня о продолжении, но я медлю с изданием, потому что в этих книгах многие люди узнали себя и не в лучшем свете. Может, это и помогло кому-то протрезветь, но я больше не хочу никого обижать.

Мне было 19 лет, когда я начала писать произведение Aztagrambook: InstaLove, InstaBaku, и не думала, что книга какой-то никому неизвестной девчонки, студентки вроде меня, получит такой резонанс. Как сказала моя сестра: "Твои книги - это пощечина нашему обществу". Мне это льстит. Но я больше не хочу сражаться и давать пощечины. Да и еще за семь лет с момента создания этой книги, и я, и моя главная героиня - столичная знаменитость и красавица Нармин Гасымова - очень повзрослели.

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

Сейчас все очень неопределенно, как паззл, который надо собирать - диалоги там, монологи тут. Пишу буквально на манжетах, на салфетках, везде. Единственное, что могу сказать - это будет абсолютно новое повествование, как в плане проблематики, так и в плане композиции. Я очень хочу, чтобы читатели получили большое удовольствие от новой книги, поэтому много работаю над своим мастерством.

Пьеса азербайджанского драматурга вошла в шорт-лист российского фестиваля

- Каких еще высот хотите достигнуть?

- Сейчас, помимо нового образовательного направления в KulturMultur, мы работаем над образовательным проектом для женщин. Он носит умеренно-феминистский характер. Это мой давний бренд, который уже четыре года в разработке и пилотном режиме. Сейчас там новая команда, полная энтузиазма, и мы не просто творим, но и делимся друг с другом личным опытом и поддерживаем друг друга. Я никогда не была настолько рада быть лидером и брать ответственность, как с этими людьми. Этот проект "пылает" не только на энтузиазме, но и на любви к своему окружению, на желании поделиться знаниями и изменить отношение женщин к себе в позитивную сторону.

Насчет высот - я давно уже их не достигаю. Для меня это все пока закончилось, когда я издала книгу Aztagrambook. За последние пять лет с моего писательского дебюта мне многое пришлось пережить и я устала.

С новым "статусом", за которым я так отчаянно гналась, пришла новая жизнь, новые правила, новая ответственность. Мне пришлось менять привычки, окружение, образ мышления, буквально все. Я не всегда хорошо справлялась с популярностью, допускала непозволительные ошибки, обидела многих людей. Я об этом, конечно, жалею.

Учеба в Грузии, работа в "Яндекс": как азербайджанка воспользовалась карантином

Затем был долгий период трансформации, в ходе которого я постаралась исправить ошибки. Я поняла, что быть популярным писателем приятно и весело, но это и огромная ответственность. Только сейчас осознаю, как это сложно морально.

В последнее время я хочу тишины. Редко пишу о своих буднях на публику и даже новые рассказы публикую в закрытом блоге, где у меня всего 300 подписчиков. В общем хочу пожить нормальной жизнью - работа, учеба, хобби, личная жизнь. Правда, учитывая то, что у меня сейчас три бизнес-проекта и цель дописать новую книгу, вряд ли у меня получится. Но посмотрим, что нас ждет.