Вы учились у Арифа Гусейнова и с самого начала выбрали иллюстрацию? Или это пришло со временем?
На самом деле в детстве у меня и в мыслях не было заниматься тем видом иллюстрации, которым я занимаюсь сегодня. Просто потому, что я не была достаточно осведомлена о таком направлении в целом. Но да, Ариф Гусейнов еще тогда заметил что-то интересное в рисунках пятилетней девочки и попросил моих родителей продолжать развивать во мне творческое начало.
Расскажите, как иллюстрация и мода нашли друг друга в вашем творчестве, в вашей работе?
Я всегда мечтала стать художником. Но не могла понять, что же именно мне нравится рисовать, пока мне в руки не попал журнал Elle 98 года. И вот тогда я по-настоящему влюбилась. Поскольку я была дизайнером одежды, мне уже было знакомо творчество Гальяно, я знала и следила за Lacroix и Ungaro. С этого момента я просила родителей покупать Elle или Vogue каждый месяц. Дошло до того, что дома не стало свободных шкафов для всего этого добра (смеется).
Я твердо шла к своей мечте: поступила в Государственную художественную академию, потом прошла курс магистра и получила стипендию по fashion-дизайну в Миланском IED. Все мои педагоги утверждали, что мои эскизы одежды очень выделяются. Я всегда питала страсть к детализации, старалась придавать особый смысл каждому образу. Так что можно сказать, что мода и иллюстрация — обе эти профессии — во мне соединились в одно целое.
Какие бренды вас вдохновляли как художника?
Мода всегда для меня была и будет как источником вдохновения, так и объектом исследования. Для меня мода — это не просто одежда, подиум и тренды, а нечто более глубокое. Первые имена, которые меня поразили и влюбили в этот мир, — это Джон Гальяно и Александр Маккуин. Но изучала я абсолютно всех актуальных дизайнеров, историю моды и историю ее трансформации.
Нравилась ли вам та работа или сильно скучали по творчеству?
Мне приходилось часто отказывать потенциальным клиентам из-за нехватки времени. Но при этом работа мне нравилась, и я раскрыла в себе множество качеств и талантов, о которых даже не догадалась бы, будь я только фрилансером-иллюстратором. Я многому научилась от своих руководителей и коллег, у меня появился колоссальный опыт в общении с клиентами, в подаче своих работ, а также очень много знакомств, благодаря которым у меня потом появились заказчики. Это несравненный опыт, о котором я абсолютно не жалею.
Как решились бросить работу со стабильной зарплатой и снова уйти в свободное творческое плавание?
Свою роль сыграл карантин (смеется). Хотя я хочу заметить, и это очень радостно, что спрос на творческих людей, в том числе и иллюстраторов, стал расти еще пару лет назад. Когда я только начинала, на рынке были представлены максимум три-четыре достойных иллюстратора, получавших заказы. Сегодня эта цифра значительно возросла, что не может не радовать.
А может ли на сегодняшний день иллюстратор в Баку зарабатывать достойно?
Да, может! Но тут важны несколько аспектов: следует понять, какой именно иллюстрацией хочет заниматься человеки кто его клиент. А дальше все очень просто — нужно работать день и ночь. Мне кажется, это универсальный путь к успеху в любой сфере.
За время карантина очень многие наши соотечественники потеряли работу и постоянный доход. Расскажите, как пандемия отразилась на вас?
Пандемия для меня стала своего рода триггером. Более года я живу мечтой о создании своей школы творчества. Учу рисовать я достаточно давно, но последовательно этим заниматься у меня не получалось из-за нехватки времени. С начала 2019 года я изучила все аспекты работы фриланс-иллюстраторов из разных стран мира и поняла, что было бы неплохо отточить свои навыки, так как учиться надо в обязательном порядке всегда. Начав обучение по fashion-иллюстрации онлайн, я поняла, что это то самое новое дыхание, которое мне необходимо. Концепция школы, название — все это было готово еще осенью 2019-го, а карантин стал отличным поводом для начала действий.
Как и когда вы поняли, что можете преподавать рисунок и учить людей рисовать?
На самом деле я учила рисовать fashion-эскизы еще в 2014 году, и мне кажется, что в этом я была если не первой, то одной из первых в стране. Наблюдая за прогрессом учащихся, я понимала, что вполне неплохо могу объяснить и показать, как можно научиться рисовать быстро и легко. У меня был довольно богатый опыт по работе с частными учениками самых разных возрастов. Наверное, этот опыт и придал мне уверенности для создания онлайн-школы.
Вы будете вести обучение на русском и английском языках. Какие основные принципы работы вы выбрали для себя?
Projectly School —именно так называется моя школа. Проект — думаю, так стоит называть любое начинание, будь это маленькая иллюстрация или панно на три стены. В школе действуют два основных принципа. Первое: научиться рисовать с нуля может каждый, при этом не обязательно тратить на обучение многие годы. Второе: мы учим тому, как рисовать не просто механически, но и вкладывать смысл, придумывать сюжетную линию и основную идею иллюстрации. К сожалению, в средних школах и университетах не учат исследовать и использовать свои знания для полета мысли и фантазии. В данной школе мы буквально будем знакомить каждого студента с самим собой, а точнее, с той его (ее) частью, о которой он (она) мало информированы. Также школа нацелена помочь монетизировать свои способности, найти свой путь и своего клиента, а самое важное — научиться мыслить как человек бизнеса, не теряя своей творческой натуры. В школе помимо меня будут задействованы и другие преподаватели, зарекомендовавшие себя в своих сферах, причем они будут представлять различные страны.
Я разделила услуги, предоставляемые школой, на пять частей: для тех, кто хочет научиться рисовать с нуля; для тех, кто хочет повысить уже имеющийся уровень; для детей от 3 до 12 лет; для студентов и тех, кто желает поступать в арт-вуз; а также есть раздел услуг, куда можно обратиться за созданием портфолио, поисками своего стиля, созданием бренда.
В обывательском представлении обучение живописи — длительный и сложный процесс. Учитель всегда рядом, он подходит к мольберту, делает замечания, поддерживает и направляет ученика. Каковы особенности онлайн-обучения? Реально ли вообще дистанционно научить человека правильно держать карандаш, кисть, смешивать краски?
На самом деле, мы привыкли к старой школе рисования и зачастую наблюдаем за бесконечным стилистическим повтором у наших молодых художников. То есть не всегда присутствие учителя положительно влияет на творческое развитие. Нам в Милане никогда не говорили «так можно, а вот так нельзя!». От нас требовали только исполнения всех задач по требованию, а как мы это сделаем — это сугубо дело каждого студента. Преимущество онлайн-обучения заключается в том, что видеоурок показывает принцип, на котором построена задача. Студент выполняет задание, используя этот принцип, а КАК он его использует, зависит уже исключительно от границ мышления и способностей студента.
Безусловно, онлайн-школа не гарантирует, что человек в одночасье станет художником, но однозначно ускорит процесс и даст больше возможностей в плане креатива. Другой плюс: урок живописи длится максимум два часа, и все, что показал или рассказал учитель, быстро забывается. Видеоурок можно пересматривать по нескольку раз и одновременно рисовать — это очень эффективно.
Что вы в первую очередь можете посоветовать человеку, который хочет научиться рисовать?
Не бояться и не стесняться. Рисовать хотя бы полчаса в день. И помнить, что талант — это всего лишь 1% успеха, все остальное заключается в упорной работе.