Поняв на собственном опыте, что фотография — это не просто ретушь и правильно поставленный свет, а прежде всего коммуникация между фотографом и моделью, Станислав создал уникальную онлайн-школу по фотопозированию. Совсем скоро он запускает второй поток обучающего марафона, и из этого материала вы можете узнать, почему вам следует частью этого проекта.
Сколько лет вы уже смело называете себя фотографом? А когда впервые взяли в руки фотоаппарат? Вы однажды рассказывали, как случайно наткнулись на дедовский «Зенит» и запороли на нем две пленки… Но руки не опустились?
Называю, наверное, лет десять. Смело — последние лет пять. Первая мыльница оказалась в руках в 12-летнем возрасте, ее мне подарил мой дедушка. Через него фактически я и вошел в мир фотографии: студентом первого курса я нашел в шкафу старый «Зенит», который моему отцу подарил… опять же мой дедушка.
Руки не опустились, разве что камеру таскать с собой, не вынимая из сумки, было не всегда легко (улыбается). Фотография учит нас быть терпеливыми и внимательными, по крайней мере пленочный ее вариант — точно.
Мне всегда было интересно понять принцип, докопаться до сути, разложить на детали. Что интересно, несмотря на то, что я достаточно быстро учусь, годы спустя я понимаю, что есть еще очень и очень много аспектов фотографии, которые ждут моего включения. Фотография — это и есть внимание к деталям, а потому неисчерпаемый источник вдохновения и развития. И это здорово. Не нужно опускать руки, нужно выше поднимать нос и смотреть дальше и по сторонам.
Верите ли вы в тезис, что научиться фотографировать может каждый, а фотографами становятся единицы. Если да, то почему это происходит, на ваш взгляд?
Чтобы быть фотографом, нужен большой запас прочности. У кого-то он есть, но большинству не хватает «топлива», и они останавливаются, не пройдя весь путь. Я сам несколько раз попадал в эту ловушку — ложное ощущение, что ты уже все знаешь, но на деле это не так. Допустим, хотел ты научиться снимать в определенном стиле: для многих эта задача сводится к тому, чтобы воспроизвести увиденное. Хорошо, ты узнал, как ставить свет, научился хорошо ретушировать и даже научился основам работы с моделью. На первый взгляд твоя картинка на выходе, если и не похожа на твой ориентир, то максимально к нему приближена. И тут многие останавливаются, потому что фотография воспринимается как медиум, как средство «запечатлеть момент». И здесь считывается верхний уровень: «что изображено» или же «как изображено».
На мой взгляд, гораздо меньше людей задается вопросом, что хотел сказать автор. И как связаны порой многочисленные элементы на одной фотографии (свет, цвет, модель, место съемки, детали — аллюзии) воедино? Когда к фотографии относятся как к инструменту и, в известной степени, рутине, магия теряется. Радует, что сейчас тех, кто задается подобными вопросами или готов учиться их задавать, становится все больше. От потери интереса, кстати, спасает смешение стилей и техник. Фотография формирует значительную часть современного визуального массового искусства и одновременно сама подпадает под его влияние. Вот и получается, что фотографами становятся те, кто не перестают с интересом смотреть на себя и на мир вокруг.
Вы сами как, где и у кого учились фотографировать?
Сейчас вспоминаю и понимаю, что многому в то время просто не учили. Начало нулевых — золотое время, расцвет эры цифровых зеркальных камер. Это был период, когда нередко то, ЧЕМ ты снимаешь и как ретушируешь потом картинку, значило больше, чем ЧТО ты снимаешь. И это совсем не преувеличение. Вдумайтесь. До того как смартфон обзавелся более-менее полноценной фотокамерой, мир «зеркалок» и их обладателей жил своей жизнью.
Последние пять лет наблюдается мощный сдвиг от упора на технологии и техники. На какую камеру снимать, в какой студии, как обрабатывать, да даже все эти пресеты и так далее — все это постепенно отходит на второй план, потому что технологии выровнялись и стали доступны большому числу людей, их стоимость существенно снизилась, теперь для того, чтобы называть себя фотографом, мало иметь хорошую технику. Люди начали обмениваться знаниями, стали появляться хорошие курсы, открываться школы, в том числе благодаря адаптированному из-за рубежа контенту. Стало очевидно, что прежде всего нужно понимать, зачем и для чего ты берешь в руки камеру. Что ты хочешь сказать. На первый план выходят идеи, проблематика и, я верю, человеческие эмоции.
Сегодня люди получают информацию, которую я, например, мог искать месяцами и годами, всего за пару кликов — бесплатно либо за вполне доступные деньги. Лет 10–15 назад с этим было намного сложнее. И здорово, что сегодня все так.
Долгое время я не посещал никаких мастер-классов, потому что… на дворе стоял 2006 год. Тогда только-только появился YouTube, соцсети еще не достигли своего пика, даже инстаграма еще не было. Я ориентировался на «Живой журнал» (ЖЖ) и его фототусовку. Многое брал из советских книг и, конечно, читал первые переводы западных книг по свету, композиции. Вообще же, я посетил, наверное, суммарно около пяти мастер-классов. Самый полезный из них — о работе с моделью. Во многом именно он вдохновил меня на дальнейший поиск себя и создание собственного проекта о раскрепощении.
Есть ли ориентиры в профессии, кто вас поражает, вдохновляет, может быть, даже учит своим примером? Нужны ли они профессионалу?
Без ориентиров не бывает устойчивого развития. Когда я только начинал, я активно следил за именами — классиками и успешными коммерческими фотографами. Когда же мой уровень подрос, ориентиры тоже сменились: я стал еще больше смотреть классиков. И при этом смотреть на современную фотографию в целом — не цепляясь за отдельные имена: смотрю на то, куда все движется, отмечаю для себя тренды.
Сейчас для меня важны те, кто годы спустя не потеряли интерес к профессии, кто остается верен своим принципам и при этом не боится меняться, пробовать делать нечто новое. Не их биографии или заслуги служат для меня примером, но их отношение к фотографии, тематика их работ, их высказывания. Вот это вдохновляет. А еще, конечно же, искренность — то, без чего не может быть хорошей фотографии.
В условиях нового времени, в период карантина и изоляции, ваша профессиональная жизнь остановилась совсем? Если нет, то как она продвигается?
Не буду лукавить и говорить, что не почувствовал влияния кризиса. Часть проектов (в том числе и деятельность нашего travel-бюро) оказались «в стопе». Часть крупных клиентов срезали бюджеты. Но, слава Богу, это коснулось не всех. В этом году было меньше съемок, чем обычно, и как раз это и подтолкнуло меня сделать шаг вперед и выйти из зоны привычного. И я этому рад. Не знаю, как долго бы я раскачивался.
Как давно существует ваша школа? Почему вы решились на ее создание?
Наш проект молодой, он стартовал в конце февраля — начале марта, я очень чутко и быстро среагировал на изменение ситуации в мире и в стране. Моя подруга-продюсер готовила видеокурс для модельного агентства и попросила меня записать один из модулей, как раз о фотопозировании. Я согласился. И даже при том, что тем опытом я остался не очень доволен (я перфекционист с синдромом самозванца), это меня не остановило.
Уже в январе я решил реанимировать подзабытый мною блог и переориентировать его на обучение работе на камеру и раскрепощению. Как оказалось, я не прогадал. Достаточно быстро мне стали приходить запросы от желающих пройти обучение. В этот момент я понял: нужно делать отдельную платформу и полноценный проект. Так появился сайт photopozirovanie.ru.
Но школа — это не просто сайт и точно не «театр одного актера» (сегодня множество предпринимателей открывают школы имени себя). Я считаю, что школа — это в первую очередь команда экспертов и подход к обучению. Наш подход строится вокруг идеи, что позированию можно научиться быстро. Но научиться позировать качественно можно только в комплексе.
Короче говоря, мы не просто заучиваем позы. Мы даем мощные инструменты для того, чтобы человек сначала понял, кто он и как конкретно ему лучше войти в нужное состояние на съемке; чтобы он подружился со своим телом, прокачал самооценку и в итоге смог расслабиться и красиво позировать. В большинстве случаев все происходит ровно наоборот: человека попросту натаскивают на технику, не думая, зачем и почему ему это нужно. Подойдет ли ему та или иная поза? Какой посыл она несет? Что такое визуальный язык тела? Ведь тело напрямую отражает наше состояние, и наша задача —научить с этим работать.
С какими сложностями вам пришлось столкнуться, прежде чем вы поняли, что диалог модель-фотограф и фотограф-модель — это сложная коммуникация, навыками которой владеют далеко не все?
Подозревать, что что-то не так, начинаешь, когда однажды посмотришь отстраненным взглядом на свои снимки и вдруг увидишь, что среди них встречаются часто повторяющиеся позы, ракурсы и их сочетания. Вот это первый повод задуматься. Нет ли здесь самоповтора, самоцитирования? Возможностей передать состояние в кадре намного больше, чем в самом полном сборнике позировок.
Фотография — это не сложная коммуникация, это вполне обычная коммуникация, но есть нюанс. Общение с фотографом — это лишь часть процесса съемки. В идеале оно должно осуществляться еще до самой съемки, вроде бы очевидная вещь, но этим часто пренебрегают. Сложнее, как ни странно, научиться чувствовать свое тело, и это тоже процесс коммуникации, диалога. С самим собой и зрителем. Для фотографа же основная сложность в том, что передавать состояние приходится одним кадром — «в моменте». В отличие от кино, возможности передать состояние здесь сильно ограничены. Вот тут-то на помощь и приходит навык работы с моделью и естественной (или неестественной) пластикой тела.
Позировки с древних времен несут вполне определенный смысл, который в разные времена отражал разные представления общества о его явлениях и устройстве. Например, по одной из версий, настенные изображения фигуры фараона в древнеегипетских пирамидах были плоскими не просто так. Люди того времени боялись, что после смерти душа правителя, которого нарисуют очень похожим на себя в жизни, может вселиться в свой портрет как в аватар и не попасть в царство душ. Вот и располагали они фигуру правителя на плоскости определенным образом: голову и ноги — в профиль, торс — в фас. А сколько таких нюансов скрывается в других произведениях мирового искусства? В большинстве случаев мода на те или иные позы, которая позже перекочевала из живописи в фотографию, была неслучайной.
Какая она — идеальная модель фотографа?
Есть три подхода к работе. И этот принцип я считаю универсальным, независимо от сферы вашей деятельности. Первый подход — директивный. Это фотограф, который ведет за собой модель. Второй — путь наблюдателя. Мы не вмешиваемся в процесс, мы наблюдаем «в режиме» охотника. Идеальная, на мой взгляд, модель — та, с которой можно на равных творить новое. Это называется красивым и модным нынче словом «коллаборация». Такая вот «коллаба», когда вы на равных обсуждаете всё до и в процессе. И ведете, и следите.
Какие педагогические принципы вы взяли на вооружение? В чем разница между онлайн- и живым обучением фотоискусству и позированию, может ли она стать помехой для приобретения качественных навыков?
В нашей команде есть специалисты с учеными степенями и дипломами курсов по андрогогике. Вот почему мы стараемся строить учебный процесс с учетом особенностей аудитории. Например, мы применяем на лекциях методику Дэвида Колба. Поскольку основная масса наших слушателей — это совершеннолетние зрелые люди, мы стремимся выстраивать процесс так, чтобы у них был максимум возможностей сделать свои собственные выводы уже на практике. Такой стиль преподавания предполагает много интерактивного взаимодействия.
Если говорить о позировании, нужно понимать, что все же самый эффективный способ научиться — очные занятия и практика вживую. Впрочем и онлайн-обучение дает немало возможностей, и мы стараемся их использовать. Во-первых, важно понимать, что групповые занятия хороши тем, что здесь есть возможность хорошо прокачать свои коммуникативные творческие навыки. Во-вторых, и самое главное, — это отличная возможность выйти из зоны комфорта и проработать уверенность и навык расслабления. Работая один на один с преподавателем, добиться этого в той же степени сложнее. Плюс работа по методологии Колба предполагает, что есть обмен мнениями и активное включение в обсуждение среди участников группы. И это еще один плюс.
Откройте один секрет грамотного позирования и один главный принцип общения фотографа с моделью.
Нельзя позировать в состоянии стресса и состоянии преодоления. Волнение может быть, и это нормально. Я до сих пор волнуюсь практически перед каждой съемкой, это моя ответственность. Другой вопрос — когда вы себя буквально заставляете что-то делать. Основа качественного позирования — подготовить тело и голову к работе, потом уже учить позировке. Кому-то проще заучить позы. Но однажды наступит момент, когда что-то пойдет не так, и воспроизвести связку вы не сможете, потому что вы не знаете, как вести себя во «внештатной ситуации». Вот тут-то и помогают все остальные знания.
Один из важнейших секретов — быть, а не казаться. Задайте себе вопрос: а я точно Мадонна (сюда можно подставить имя любой яркой знаменитости)? Если есть хоть малейшее сомнение в этом и в своем образе, смело позируйте скромнее. Самая частая ошибка новичков — вычурные и громкие приемы, неестественные позы, которые в сочетании с неподходящим нарядом, местом съемки и типом внешности смотрятся безвкусно. Потому помните о простом правиле: яркий образ, яркое платье, яркий макияж — это громкие приемы, которые нужно балансировать уверенным, но спокойным и естественным позированием. И наоборот.
Задача любого диалога — передать правильно смысл с поправкой на неминуемые искажения восприятия. Поэтому главный принцип — общайтесь на одном языке. Не бойтесь разговаривать. Знакомиться до съемки. Обсуждать и планировать кадры. И, конечно, ваш язык позирования. Иначе говорить вы будете на разных языках.
Вы родом из Баку. Как часто бываете в городе? Что вас вдохновляет в Азербайджане?
Если быть совсем точным, то из Баку родом моя мама, которая родилась в столице, выросла и здесь же пошла в школу. В Баку родилась моя бабушка, и всю свою жизнь живет мой дедушка, которому в этом году исполнилось 90 лет! А мой прадед по маме, кстати, был родом из Ирана и уже при советской власти занимал в республиканском ЦИКе одну из ключевых должностей в 1930-е годы.
Меня же с Азербайджаном и Баку связывают самые теплые чувства и воспоминания. Здесь я пошел в детский сад и прожил год у дедушки на улице Каверочкина в его старом доме с баней, 1920 года постройки.
В Баку я бывал не раз, помимо бабушки с дедушкой здесь живут мои друзья.
Азербайджан и Баку для меня — это еще и работа, как ни странно. Так, несколько лет назад я делал съемки для азербайджанской версии журнала L’Officiel, а также снимал для журнала Boutique Baku.
А в прошлом году вместе с мамой мы создали первое в России бутиковое бюро необычных путешествий. Авторские туры в Баку сегодня предлагают многие. Классические туры в Азербайджан, разумеется, тоже. Но агентство с фокусом исключительно на бутиковый подход, то есть на одном направлении авторских туров в Азербайджан, — это мы. Мы — это «Там, где тепло». Азербайджан — это там, где тепло. Потому что главное в любой стране — ее народ. А здесь люди особенные, и мы хотим, чтобы как можно больше наших сограждан узнали об этой чудесной стране.