Новая коллекция от Salamakhina: застывшая музыка на шелках

Для дизайнера Александры Саламахиной шелковый платок-каре — это холст, ограниченное пространство для реализации неограниченной фантазии. Сочетание цветов и узоров в платках бренда SALAMAKHINA всегда осмысленное, а результат — глубоко идейный
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Александра Саламахина любит обращаться к традициям декоративно-прикладного искусства и черпает вдохновение у природы.

Новая коллекция — дань уважения застывшей музыке в пространстве, симфонии камней — архитектуре. Александра выбрала четыре культовых здания Баку, построенных в начале прошлого века: дом Гаджинского, Театр оперы и балета, дворец Мухтарова и здание Исмаилия. И создала несколько стилизованных платков.

Стилизация как креативный дизайнерский прием — тема не новая. Идеи, техники, цветовые решения кочуют из одной области искусства в другую, обогащая и придавая свежести в иной форме. Пожалуй, самая распространенная стилизация — это парафраз живописных полотен, перенос основной цветовой темы, композиции или всего сюжета. Главное, что стилизация — это не копирование, не подражание, а идеальная имитация, рождающая совершенно новое на основе утвержденного стиля или исторической эпохи.

Архитектор Иван Эдель, проектируя в начале прошлого века дом для нефтепромышленника Иса бека Гаджинского, использовал мозаичные узоры древней Ассирии как гармоничный декор. А более чем через сто лет Александра Саламахина перенесла коней солнечных богов — крылатых грифонов — с фасада дворца на шелк.

Нимфы в цветочных венках — каменные маскароны, которые подпирают полуколонны, — и соединенные в аркатуру стрельчатые окна дворца Мухтарова нашли свое отражение в другом платке коллекции, серо-бирюзовом графически сложном принте.

Другой образчик итальянской готики — величественный Исмаилия — подарил еще одной модели платка контрастные краски декора фасада. Главное геометрическое решение этого рисунка на шелке — окно-роза, один из обязательных элементов готической архитектуры и настоящее украшение стен Исмаилии. 

Версий о появлении здания Театра оперы и балета как минимум две: одна романтичная, другая — авантюрная. Первая о том, как один из братьев Маиловых (бакинские миллионеры) влюбился в заезжую оперную артистку и пообещал ей, что в следующий ее приезд она будет выступать на сцене грандиозного театра. Другая гласит: Маиловы поспорили с Тагиевым, будто меньше чем за год возведут настоящий храм Мельпомены. Ни у одной из историй, увы, нет документального подтверждения. Зато есть одно из красивейших зданий в Баку.

Саламахина использовала для стилизации не детали театра, а само строение, сделав его изображение центральным.

Интересно, что эти строения, будучи истинными памятниками зодчества, определяющими облик города, сами по себе,как архитектурные образцы, — классические примеры переосмысления такого устоявшегося в то время стиля, как европейская готика. Например, Исмаилию Иосиф Плошко проектировал, взяв за ориентир венецианский палаццо Контарини-дель-Скриньи в Корфу.

Оглядываться, не боясь впасть в подражание, а лишь чтобы вдохновиться и предложить свою версию красоты, —оправданный риск. Использовать уже существующие сюжеты на иных носителях без страха быть обвиненным в отсутствии свежей мысли — настоящая художественная смелость.