Новости

Письма с крымского фронта: "Кровь здесь льется рекой..."

Историю жизни участника Великой Отечественной войны Байрама Авдиева его внуки помнят со слов матери, которая до конца жизни так и не смогла смириться со своей потерей...
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 9 мая — Sputnik, Нигяр Искендерова. Байрам Гулу оглу Авдиев родился в 1908 году в селе Горазилли Физулинского района. Он рос в родном селе, в окружении семьи, и, наверное, даже и не слышал, что где-то есть такая страна, как Германия. И никто в те годы не мог и подумать, что когда-нибудь Байрам отправится на войну с фашистскими захватчиками и погибнет в Крыму, защищая Родину.

Два письма

Историю жизни и славного боевого пути своего дедушки Махлуга Балыева помнит с рассказов своей матери - дочери Байрама Авдиева Айсу. В беседе со Sputnik Азербайджан она рассказала, что по рассказам матери, ее дедушка уже в молодые годы был очень уважаемым в родном селе человеком.

Письма с крымского фронта: "Кровь здесь льется рекой..."

"Мой дед был очень честным человеком, и потому по настоянию сельчан был назначен заведующим складом в колхозе", - рассказывает Балыева. Как только началась война, в село периодически стал приезжать военный комиссар и записывал людей на службу в армию. В свой очередной приезд в село в апреле 1942 года Авдиева призвали в армию.

Отправляясь на войну, 34-летний мужчина оставил большую семью – 8-летнюю Асли, трехлетнего сына Арифа и девятимесячного Хасая, а также маму Говхар и супругу Сону.

Письма с крымского фронта: "Кровь здесь льется рекой..."

Первое письмо пришло из Крыма. Байрам писал матери: "Кровь здесь льется рекой, даже лошадей наших убили, мы остались пешими...". Второе и последнее письмо пришло в том же 42-м.

Дочь Асли рассказывала потом детям, что читать тогда в доме письмо было некому - все были безграмотные, и бабушка отправила ее к сельскому учителю Джафару, попросить прийти и прочитать его дома.

Когда учитель (он и сам потом отправился на войну и погиб в боях под Ленинградом) пришел к ним и стал читать письмо, бабушка Говхар пекла хлеб. Вот как Асли описывала тот день своим детям: "Отец писал бабушке: "Еды на всех не хватает, порой приходится есть, что в поле найдем... Как бы я хотел сейчас быть с вами, есть приготовленный твоими руками хлеб". Бабушка, услышав это, заплакала, весь испеченный хлеб и даже тесто в тазу со злости раскромсала на маленькие куски и побросала на пол – как она могла печь хлеб, когда ее сын голодает на фронте. С того дня она стала еще больше тосковать по сыну, не могла нормально и куска хлеба проглотить. Она так и не смогла в себя прийти и после гибели сына прожила недолго".

Письма с крымского фронта: "Кровь здесь льется рекой..."

Спустя какое-то время после письма пришла похоронка. И с того дня жизнь для семьи настали еще более тяжелые времена.

Соне предстояло одной поставить на ноги троих детей. Она начала работать в поле, помогала сельчанам, собиравшим урожай. Пока она работала в поле, кто-то должен был сидеть с детьми, приглядывать за хозяйством, и женщина была вынуждена забрать старшую дочь со школы – Асли тогда училась в 4 классе.

Сама Асли потом вспоминала: "В школе я училась хорошо. Учительница говорила, что я смогу и в институт поступить. Но мама решила, что я должна бросить школу. С того времени я стала ухаживать за братьями, занималась домашними делами".

Письма с крымского фронта: "Кровь здесь льется рекой..."

Память на всю жизнь

Воспоминания о своем отце Асли хранила в сердце всю свою жизнь. "Позади нашего дома были пшеничные поля. С раннего утра индюшки убегали в поле. Мама и бабушка будили меня с утра пораньше и отправляли за ними, а папа говорил – жалко ребенка, зачем будите, пусть поспит, идите сами. Папа часто покупал мне на базаре арахис, который я очень любила", - вспоминала Асли.

По словам Махлиги, уже в пожилом возрасте Асли поехала в Россию навестить своего сына, который там жил (он погиб в автомобильной аварии в России в 2003 году - ред.). Пока она была там, повсюду искала глазами отца – может он все же жив и живет где-то здесь: "А мы говорили - Асли (мы звали мою мать по имени), даже если он жив, разве ты его узнаешь? А она говорила - узнаю среди тысячи лиц, его образ все еще стоит у меня перед глазами". До самой своей смерти в ноябре 2016 года она жила с этой надеждой – снова увидеть отца..."