Условия публикации в группе просты: участникам проекта предлагается творить, фантазировать, воссоздавать или пародировать шедевры живописи, причем исключительно при помощи подручных средств, без использования фильтров и фотошопа и, конечно, в условиях самоизоляции, то есть прямо здесь и сейчас, сегодня, дома. Всего за две недели вгруппувступило почти полмиллиона склонных к артистизму участников со всего мира. В том числе и из Азербайджана — сейчас наших участников в «Изоизоляции» уже больше тысячи.
А началось все с дружеского челленджа, который запустила москвичка Катерина Брудная-Челядинова. С ней мы и побеседовали.
Катя, как началась #изоизоляция?
Я сфотографировала мужа в образе Ван Гога (переиначенный автопортрет живописца в соломенной шляпе), запостила картинку в Facebook с хештегом #изоизоляция. Предложила друзьям присоединяться, принять участие в экспериментальной арт-деятельности с целью развлечься, отключиться от коронавирусной хандры в дни, когда все сидят по домам и нервно читают новости. Друзья, что немаловажно, тут же подхватили идею, и их работы вышли весьма задорными и смешными. Количество участников стало расти час от часа, и уже через пару дней было ясно, что, пожалуй, надо сделать под это дело группу. 30 марта она была создана и названа так же: «Изоизоляция».
Понятно, что идея реконструкции шедевров живописи и скульптуры далеко не нова. Где подглядели?
Не помню уже. Когда-то что-то видели, вдруг и вспомнилось.
Количество участников выросло очень быстро. Какой именно была динамика прироста числа участников?
Как я уже сказала, группа была создана 30 марта. На следующий день в ней было уже 5 тысяч человек. 1 апреля количество участников выросло до 16 тысяч, 2 апреля — до 40 тысяч, 4 апреля — до 100 тысяч, 6 апреля — до 200 тысяч. На 9 апреля в группе было немногим больше 350 тысяч человек. Сейчас — почти полмиллиона.
Но среди русскоязычной аудитории Facebook находятся люди, критикующие «Изоизоляцию». Некоторые пользователи так и вовсе уверены, что это откровенная глупость. С чем связана такая реакция?
С мнением, что это глупость, не сталкивалась. Ругают за то, что фото из группы «забили всю ленту», кто-то ее «переел» и больше не может смотреть на мировую живопись, кому-то не нравятся отдельные сюжеты, и они критикуют моделей. Это связано просто с тем, что народу очень много, мнений — тысячи. Это неизбежность.
У группы есть правила. Чем обусловлены такие ограничения, как запрет на использование фильтров и фотошопа? Без этого сейчас, кажется, даже обычные селфи не делают.
Фотошоп — потому что это легко: взял и что-то приклеил или отрезал, замыл фон и прочее. Сложнее напрячь мозг и придумать что-то новое, необычное при помощи тех подручных средств, что найдутся у вас дома. Это действительно непростая задачка, но от того она и интереснее. Еще мы не пропускаем старое, ведь у кучи фотографов есть подобные «косплеи», снятые в студии, с профессиональной моделью и тщательно подобранным реквизитом. А сейчас карантин всех уравнял — снимайте то, что есть рядом с вами, и тех, кто рядом с вами.
География участников группы невероятна. Скажите, сколько вы сейчас насчитали городов, в которых люди в самоизоляции занимаются подобным творчеством?
Города не считали, а стран точно не меньше ста.
Как считаете, от чего зависит успех той или иной реконструкции? Достоверность? Оригинальность? Максимальное сходство? Использование необычных материалов?
И оригинальность, и «необычность» подручных материалов, использованных в новом качестве, и атмосфера. И, конечно, изящное чувство юмора.
Как вы сами оцениваете участников? Какие работы вас искренне трогают?
Крутых работ очень много. Вот уже третья неделя проекту, а люди продолжают придумывать что-то удивительное. Впечатляют и работы с новым применением обычных бытовых предметов. Нравится, когда к съемке привлекают пожилых родственников. На днях девушка выложила фото женщины в образе «Незнакомки» Крамского и рассказала, что присылает свои «косплеи» бабушке, которой 88 лет, чтобы ее порадовать (они находятся на самоизоляции в разных местах). А другая бабуля сама решила сделать свое фото, и переслала свою «Незнакомку» внучке, чтобы та добавила в группе. Бабушке наговорили массу добрых слов, внучка обещала всё заскринить и отправить ей. Это очень трогает.
Чем вы занимаетесь помимо модераторства группы?
Я работаю в проекте Mail.Ru, другие ребята из нашей команды — в диджитал-компаниях, в анимационной студии. Мы все работаем удаленно. На этой неделе я взяла отпуск, чтобы заниматься группой.
Катя, и главный вопрос: зачем это лично вам? И зачем #изоизоляция всем нам?
Мне, как и многим другим, группа помогла, потому что с помощью этой затеи я отлипла от бесконечного чтения новостей о коронавирусе. Но сейчас для всех организаторов сообщения «Изоизоляция» уже не развлечение, а скорее социальная миссия. Мы получаем кучу позитивного фидбэка о том, как группа помогла расслабиться, начать снова чему-то радоваться, как она помогла заполнить досуг и заняться всей семьей чем-то новым, в то время когда многие развлечения стали недоступны. Когда мы получаем сообщения из Италии, Испании, в которых люди пишут, что группа помогает им в этот трудный период, мы понимаем, что все это не зря.
Тем временем…
Еще в конце марта в социальных сетях начали появляться фотореконструкции живописных работ от азербайджанских деятелей культуры с хештегом #evdeqalevdeyarat («Оставайся дома и занимайся творчеством»). Все они были созданы в рамках кампании социальной изоляции #evdəqal («Оставайся дома»).
Поэтесса Ульвия Ахундова обернулась Зинаидой Серебряковой, причесав волосы,как художница на автопортрете, пианистка Саида Тагизаде перевоплотилась в Джоконду Леонардо да Винчи, а галерист и художник Дадаш Мамедов воссоздал картину Рене Магритта «Ясновидение».
Дадаш Мамедов: «Сначала это было развлечением. Нашей подруге Уле (Ульвии Ахундовой) было скучно на карантине, и мы решили ее поддержать. Она воссоздала одну картину, мы с семьей — другие, потом к нам присоединились друзья, творческие люди. Я стал публиковать эти фото в социальных сетях, стараясь привлечь внимание публики. А потом появилась группа «Изоизоляция». Когда мы начинали, мы не знали о ней. Первое фото Уля опубликовала 28 марта, а «Изоизоляция» — 30-го. В любом случае очень здорово, что такая группа есть. И свои работы мы с удовольствием опубликовали и там».
Айгюн Атаева, сомелье, участник группы #изоизоляция, предложила свой вариант картины Сальвадора Дали «Пьета»:
«Идея очень понравилась. Сначала просто смотрела на все работы и восхищалась идеями, подходом, креативностью, оригинальностью и порой гениальностью. А потом подумала: дай попробую. Очень сложно оказалось, на самом деле. Смотришь на картины и сразу думаешь: что я могу использовать, чтобы сделать нечто подобное? Потом начинается работа с людьми, которые не хотят стоять, лежать, смотреть, сгибать, сидеть как надо, ищешь ракурс, свет. Но если результат есть, если все-таки получилось задуманное, то испытываешь умиротворение и удовольствие от работы!»