БАКУ, 6 мар — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Школьники в Азербайджане будут ежегодно получать новые комплекты учебников и оставлять их себе. Об этом сообщила член общественного совета при министерстве образования АР Эльмина Кязимзаде на пресс-конференции в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, комментируя утвержденные Кабмином "Правила подготовки учебников, учебных пособий и других учебно-методических средств для общеобразовательных учреждений".
Впредь у каждого учащегося младших классов будет свой комплект учебников, который по окончании года не придется сдавать в школьную библиотеку. Таким образом, учебники в стране будут печататься ежегодно, хотя ранее комплекты школьных учебников обновлялись раз в четыре года, отметила эксперт, указав на второй важный момент новых правил.
Он состоит в том, что школы смогут сами выбирать для своих учащихся необходимую дополнительную учебную литературу.
"Мы знаем, что учебный процесс нельзя ограничивать лишь учебниками. На практике же получается, что в течение всего учебного года педагог хватается за один учебник и учебный процесс строится только вокруг него. В мире все давно используют дополнительные ресурсы вне зависимости от формата", - заявила Кязимзаде.
При новой раскладке, местные издательства смогут демонстрировать свои дополнительные пособия академическому совету школ и в случае одобрения педагог сможет взять его на вооружение.
Примечательно, что раньше в Азербайджане авторов книг и издательства и близко не подпускали к школам, так как запрещалась продажа любых изданий на территории учебных заведений.
Правда, и здесь имеются определенные риски: непонятным остается то, насколько добросовестно будет оцениваться качество дополнительных пособий. С другой стороны, пока так же непонятно, готовы ли родители приобретать за свои деньги дополнительные учебники, которые рекомендует учебное заведение.
Насколько учебник является ключевым в учебном процессе – ответ эксперта >>
Автор методических пособий Рафик Исмайлов подчеркнул на конференции, что учебник - это минимум, который предоставляет государство, чтобы и в отдаленном селе детей могли учить по государственной программе. Однако для нормального учебного процесса требуются многочисленные учебные ресурсы. Но местные издательства пока не готовы создавать дополнительные внеклассные учебные пособия - многие из них ориентированы на издание итоговых оценочных пособий (тестов).
"Наше издательство специализируется на азербайджанском языке. Честно говоря, мы всегда испытывали трудности в распространении учебных пособий для школьников. У нас не было возможности вести переговоры с директорами школ, чтобы продемонстрировать им нашу продукцию",- сказал Исмайлов.
Присутствовавший на конференции эксперт в области образования Кямран Асадов критически отнесся ко всей ситуации с учебниками в целом. Он уверен, что в Азербайджане не сформированы традиции издания учебников. Проблема заключается в том, что министерство образования выступает лишь заказчиком учебников, объявляя тендер. А в правилах Кабмина прописано требование соблюдать научную достоверность, точность, содействие развитию, как будто ранее этого не придерживались, отметил Асадов.
Сами стандарты образования соответствуют всем нормам, но ощущается нехватка специалистов, которые смогли бы реализовать их, считает он.
Эксперт заметил, что тендер на издание учебников - это не выход из положения, так как порой Минобразования за неимением лучшего вынуждено выбирать наиболее пригодный учебник из числа самых худших. "Сколько бы не менялись условия, в итоге невозможно достичь качества", - заявил Асадов, рекомендуя Минобразования привлекать самых лучших специалистов, которые бы смогли взаимодействовать друг с другом при разработке учебников. Именно таким образом можно избежать несогласованность учебников между собой, учитывая, что их пишут разные авторы.