Этот человек — универсальный солдат, человек-оркестр, который запросто реализует свои амбиции и знания в самых различных сферах жизни и добивается хороших результатов. Слово «успех» Али избегает. Почему? На этот и другие вопросы бизнесмен, учитель и спортсмен ответил в интервью Sputnik Style.
Красавчик (смеется). Наверное, учитель математики. Это самое важное из того, что я делаю.
Педагог не самая популярная профессия среди красавчиков. Как получилось, что ты стал математиком?
Есть две профессии, без которых общество не может существовать, основополагающие. Врач и учитель. Если вернуться к истокам, то, выбирая, чем буду заниматься, я предполагал, что буду заниматься высокими технологиями, разработкой искусственного интеллекта, программированием — IT. Менял очень много работ, пробовал себя в разных сферах: чинил компьютеры, переустанавливал Windows, проводил кабелировки, устанавливал сети.
Тебе было это интересно? Или необходимо было зарабатывать деньги?
Я думаю, когда тебе от 16 до 18 лет, уровень осознанности того, что ты делаешь, очень низок. Поэтому сложно ответить, что мною двигало: наверное, то и другое.
Люди разные. Каким ты был в подростковом возрасте? Чаще тебя били или ты?
Меня (смеется). Я был светлый, худощавый, невзрачный. Я, конечно, отвечал. Понимал, что у нас с сестрой никого нет, кто бы мог за нас постоять, ни отца, ни старшего брата, поэтому сам все разруливал. И может, это сыграло мне на руку. Мы — люди — на высшей ступени иерархии среди живых существ, потому что у нас самые высокие адаптивные навыки, и чем агрессивнее среда, в которой ты растешь, тем больше адаптивных навыков приобретаешь: становишься сильным, быстрым, резким, замечаешь опасность за километр. Наверное, поэтому вчерашние троечники добиваются больших успехов. Троечники склонны сбегать с уроков, ввязываться в неприятности. И чем больше негативного опыта они переживают, тем больше вырабатывают навыков защиты и легче и быстрее предвосхищают опасность.
Ты был троечником?
Кстати, нет. Я был отличником, но стабильно сбегал с уроков, дрался. При этом я очень уважал и боялся маму, поэтому учился хорошо. А в остальном характер у меня тот еще. Я люблю приключения, азарт, нелепые ситуации, это заставляет меня чувствовать себя живым. Не люблю монотонность.
Сразу после школы ты легко поступил в вуз?
Да, в БГУ, на бесплатное отделение. Легко ли? Ну, ничто не легко. Даже в сад детский ходить нелегко. На каждом этапе взросления нам посылают те испытания, с которыми мы способны справиться, не больше и не меньше. На тот момент, конечно, мне было трудно, так же, как тысячам других абитуриентов. Сейчас я понимаю, что мы многое надумываем. Когда мы находимся здесь и сейчас и переживаем какое-то сложное событие в жизни, будь то поступление в вуз, развод, карьерные взлеты и падения, всегда нам кажется, что все гораздо хуже, чем есть на самом деле. Школьные знания не такие уж и сложные, как кажется, и этому можно учить понятно и легко. Осознание этого и стало одной из причин выбора профессии. Конечно, у меня были репетиторы, полгода я ходил к педагогам по основным предметам. Меня здорово подтянули по химии, по ней я отставал. Все остальное не казалось мне таким уж неподъемным. Это как спорт. Когда ты в тонусе, тебе легче подготовиться к каким-то соревнованиям. На третьем курсе БГУ я стал параллельно, заочно, изучать психологию в Московской академии.
С чего вдруг?
Это, наверное, любовь, желание понимать людей чуть лучше.
Ты влюбился и тебя отвергли?
Не совсем так, но если упростить, то да (смеется). Но в первую очередь мною двигало желание просто никогда больше не ошибаться. Глупое желание. Но были негативные события в моей жизни, они частично связаны с понятием любви, но совсем к ней не относятся. Я понимал, что если б умел предвидеть, «читать» людей, то, возможно, я был бы в нужное время в нужном месте и мог бы помочь.
А это возможно — предвосхищать какие-то события?
Не всегда, но ты можешь стараться. Психологов же не учат читать мысли людей. Мы просто учимся распознавать искренность эмоций, скрытых и явных. Скажем, если ты действительно рад меня видеть, то я увижу искреннюю улыбку, она задействует три мышцы твоего лица. Если это вежливая улыбка, потому что мы мало знакомы, я тоже это увижу по другим мышцам. Когда я спрашиваю, как у тебя дела, будучи твоим другом, ты отвечаешь «все хорошо» и просто шевелишь губами, а я понимаю, что здесь что-то не так. И я буду тебе хорошим другом, если еще раз поинтересуюсь, что именно не так. Часто люди хотят, чтобы их спросили, как они себя по-настоящему чувствуют.
Тебе самому нравится отвечать честно?
Наверное, нет. Потому что не все готовы к честности, не со всеми ты в тех взаимоотношениях, которые позволяют тебе быть искренним. И да, я верю в ложь во благо. Я совру близкому, чтобы сделать ему приятно и не делать больно.
Не всякий выпускник педагогического факультета преподает. А ты вот — да.
Мне понравилось преподавание с самого первого раза. На втором или третьем курсе мы, студенты, пришли в лицей, где нам предложили провести демоурок. Я уже тогда «болел» психологией, начал изучать ментализм, техники запоминания; уже тогда понимал, как упрощать процесс приобретения знаний. И вот на этом своем первом уроке я применил какие-то свои знания, и тот ученик, который прежде хуже других запоминал материал, за это время все запомнил под моим инструктажем. Для запоминания тебе нужно использовать воображение, мнемонические техники, короче, игры разума. Это очень весело.
У учителей, мягко говоря, небольшая зарплата. Когда ты столкнулся с этой стороной медали, не разочаровался?
Нет, потому что я начал с частного сектора. Получил сертификат, который позволяет преподавать английский в любой точке мира. По образованию я учитель математики, но практику как педагог я начал с английского. Хотя первая моя работа по окончании школы была на стройке: я таскал кирпичи.
Какой-то ты правильный…
Такой же, как все. Мне не чужды честолюбие и гордыня. Просто когда надо, делаю. Как только закончил школу, хотел как можно быстрее помочь маме. Конечно, первые заработанные деньги не покрывали всех моих расходов, но работа на стройке дала мне понимание, что я могу зарабатывать сам. Помню, получив первую зарплату уже как оператор в провайдер-компании (я был тем человеком, которому звонят и говорят: у меня интернет не работает, а я отвечаю: перезагрузите модем), принес ее маме. А она сказала: мне не надо, порадуй племянника — он тогда жил с нами, — и я купил новую елку взамен старой лысой.
Очень трогательная история.
Это звучит романтично, но, конечно, первое желание было купить себе приставку, объесться шоколада. Если быть максимально откровенным, то первая мысль всегда о своем собственном комфорте, о том комфорте, который сейчас актуален. Не бывает плохих и хороших, все мы думаем о чем-то плохом, просто не все мы делаем то, о чем думаем. Я ничем не отличаюсь от того же Мамеда, который крутит тяспяй и курит, бездельничает и не оправдывает ожидания своей матери. Конечно, у нас с мамой были конфликты. Я сложный был, с ума сходил. Вообще, матери одной трудно справиться с мальчишкой. Мама понимала, что говорить мне что-то бессмысленно. И тогда она очень тактично подсовывала мне разные книги, фильмы, и тот месседж, который она хотела до меня донести, я получал через другие источники.
Ты бизнесмен, спортсмен, тренер, учитель. Как ты все успеваешь и как в тебе все эти ипостаси уживаются?
Мы можем всё. «Я не могу» — это установка людей, которые попробовали, и у них не получилось. Представь, что тебе для освоения той или иной профессии нужно не десять лет, а два года. Как много профессий ты можешь освоить? То, что я увлекся психологией, нейробиологией, техниками запоминания, все, что связано с мозгом и памятью, позволило мне понять, что я могу быть кем захочу и когда захочу. Если я захочу стать бариста, ничто не мешает мне пойти провести день в кафе рядом с тем, кто это уже умеет, и перенять его опыт. Потому что я знаю, как это запомнить.
Но ты не можешь таким же образом стать, например, хирургом.
Конечно, есть профессии, которые требуют больше времени. Но ничто не мешает мне поступить на медицинский и стать хирургом. Или, если мне просто нравится хирургия, взять и перечитать все книги, связанные с ней. Да, я не буду оперировать, но у меня будет та же база знаний, что у хирурга, хоть и без его опыта. Например, если взять школьную программу математики и ужать ее до самого главного, то получится примерно сорок листов. Если сравнивать со спортом, то чем больше ты тренируешься, тем на большее способно твое тело. Так во всем. А предпринимательство… Я к этому пришел, набрал опыт.
Как? Давай по порядку.
Сначала я преподавал английский, параллельно я пробовал себя во всем: продажи, IT, техподдержка. Потом я снова вернулся к преподаванию и занялся этим основательно, повышал свою квалификацию и уже работал с более крупными корпоративными клиентами. Это позволило четко понять, что мне нравится преподавание. Я это люблю, это у меня хорошо получается, это приносит прибыль, и чем лучше я это делаю, тем лучше получается. Пробовал себя как менеджер проектов, где-то достигал успехов, где-то просто получал опыт. Плюс работы в частном секторе в том, что ты распоряжаешься своим временем. И все свободное время я тратил на экстремальные виды спорта… Так из любви к паркуру и скалолазанию и возникла авторская программа Art of Movement, которой я очень горжусь.
Ты всегда знал, что способен руководить, смело встал у руля?
Не всегда. Насколько нужно быть заносчивым, чтобы знать, что ты лидер? Я думаю, никто не становится у руля по собственному желанию. Со стороны это выглядит круто: о, ты босс, у тебя крутая машина, дорогой костюм и самые классные девчонки. Никто не думает об обратной стороне медали. Каждое решение лидера — это огромный стресс, нервы, большая ментальная работа. Он несет ответственность за всех тех, кто в него верит, за свою команду, за свою страну и общество, за своих родных. И чем выше ты поднимаешься, тем дольше тебе падать. Никто не становится лидером по собственному желанию. Просто наступает иногда момент, когда ты необходим со своими навыками и знаниями. Так случилось со мной. До этого я работал на руководящих позициях, но у меня всегда была подстраховка, тыл. А тут я понял, что остался один наедине со всеми проблемами. И вот их нужно решить, и только у меня есть ресурсы на эти решения.
Лидер — это характер, ум, харизма. Ты все это в себе осознаешь?
Сложно дать определение харизмы. Недавно был разговор, и мне сказали: вот ты же ничего не боишься. Я и сам часто шучу, что я супергерой. И многие реально думают, что я супермен. Но я боюсь так же, как все, порой даже больше. Смелость — это исток всего, и лидерских качеств, и харизмы, и знаний. Надо быть достаточно смелым, чтобы взглянуть страху в лицо: а я попробую, а я все равно это сделаю. Сейчас очень ценится индивидуализм, и люди пытаются показать свою уникальность. Я не хочу таким казаться, я такой же, как и все. Ничем не отличаюсь. А истории — «ты был никем и стал кем-то» — надоели. Ну сколько можно заливать?! Да, я не родился с золотой ложкой во рту. Но при этом мы не были бедными, я не спал в чулане, об меня не тушили сигареты. Да, я не был супернакачанным красавчиком, я не вундеркинд, на мою голову не падал метеорит, со мной не произошло чуда. Просто все сложилось так, как сложилось, я стал тем, кем стал.
Так в этом секрет успеха — делай что должен, и будь что будет?
Не знаю. Когда я буду успешным, я этим секретом обязательно поделюсь.
А что такое тогда успех?
Для начала надо понять, что такое неудача. Без неудач нет успеха. Я не вижу для себя неудачи. Я могу завтра разориться, потерять все, но это будет опыт. Я скажу: окей, теперь я займусь чем-то другим. При этом я еще и знаю, чего делать не стоит. Единственный прокол, который может со мной произойти, — это если я целенаправленно буду делать плохо людям, особенно близким. Во всем остальном это просто опыт. А следовательно, если нет неудачи, нет и успеха. Я могу сегодня заработать сто манат и сказать: я успешный. Но сразу откроется перспектива, что я могу заработать тысячу. Когда заработаю тысячу, буду стремиться заработать десятки тысяч и так далее. Поэтому сложно определить успех.
Ты чувствуешь себя свободным?
Я свободен, чтобы выбирать свой путь. Но понимаю, что каждый выбор, который я делаю, приводит к каким-то последствиям, и за эти последствия ответственность несу я. То есть если я сделал какой-то шаг и что-то классное со мной случилось, я подхожу к зеркалу и говорю: ты красавчик. А если я напортачил и на меня падают камни, я говорю себе: чувак, ты должен был это понимать, а если не понимал, ты идиот.
А все ли ошибки зависят от тебя?
На 99% да, и только один процент — от случая.
То есть ты рулишь судьбой?
Спроси ты меня несколько лет назад, я бы сказал: да, у тебя есть выбор, и ты всегда идешь вперед, главное — цель и не сдаваться. Такая типичная мотивационная речь. Сейчас мне хочется сказать точно так же. Но реальность, по крайней мере для меня, такова: каждый день, просыпаясь, можешь сделать что-то хорошо, можешь — плохо, а можешь ничего не делать вовсе. И каждый раз, вставая перед этим выбором, лучше делать максимум, на что ты способен. Не надо тратить энергию на поиск смысла жизни.
Так смысл жизни в самой жизни?
Это так же, как с успехом. Когда пойму, обязательно поделюсь.