90 лет назад при рождении его нарекли Альбертом. Существует версия, что мать будущего большого артиста была в свое время очарована импозантностью наследного принца Бельгии и именно в честь него назвала сына совсем не русским именем. Но это заморское имя не мешало мальчугану гонять в футбол и играть в дворовые игры, ничем не отличаясь от остальной детворы, которые кликали его запросто Аликом.
Несмотря на то, что он по паспорту до конца жизни оставался Альбертом, весь мир знает его под именем Олег, которым его звали студенты и преподаватели в школе-студии МХАТ, которую он окончил в 1951 году.
Олег Иванович Борисов - яркая звезда советского театра и кино, актер, обладавший способностью придать философскую глубину любому персонажу, который он воссоздавал на экране или на сцене.
Начинал он свою карьеру в Киевском театре Леси Украинки. Но талант молодого актера заметил великий режиссер Георгий Товстоногов и пригласил его в свою прославленную труппу Ленинградского БДТ. Именно в городе на Неве под руководством Товстоногова Борисов создает такие запоминающиеся образы на сцене, как принц Гарри в "Короле Генрихе IY" Шекспира, Григория Мелехова в "Тихом Доне" Шолохова и другие роли, которые сделали актера одним из любимцев театралов огромной страны.
Несомненно, что талантливого актера не могли не заприметить кинорежиссеры. Он начал кинокарьеру еще с того времени, как работал в Киеве. Снимался у Донского в фильме "Мать" и в целом ряде других кинолент. Из картин того периода можно отметить его главную роль в комедии "За двумя зайцами".
Остались в памяти у любителей кино работы Борисова в фильме "Балтийское небо", где он сыграл роль летчика Татаренко и журналиста Никитина в не очень удачной комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". Критики отмечали, что в первой картине актеру удалось сыграть своего героя намного масштабнее, чем предполагалось в сценарии. А во втором он сумел придать весомость своему персонажу, сделав его одним из главных лиц комедии. В фильме Рязанова снималось много известных артистов, но только Анатолий Папанов, Рина Зеленая и Олег Борисов сумели придать этой картине некоторый шарм.
Однако, все же Олег Борисов по большей части был актером, который прекрасно играл в экранизациях классических произведений, в особенности русской литературы. Многие классические герои в исполнении Борисова, не выпадая из авторской концепции произведения, обретали индивидуальность самого актера.
Вспомним его героя в телефильме режиссера Рубинчика "Гамлет Щигровского уезда" по рассказу Тургенева. Как великолепно он передавал злость героя на самого себя и на окружающих, причиной чему была его неудавшаяся жизнь. На грани безумия Борисов сыграл Кочкарева в экранизации гоголевской "Женитьбы", поставленной режиссером Виталием Мельниковым.
И, наконец, работа Борисова, которая потрясла кинематографическую общественность страны - роль Версилова в телефильме "Подросток" по роману Достоевского. Актер виртуозно показал широту русской души, но вкупе с этим смятение и размытость моральных норм. Очень трудный персонаж в романе великого писателя, который было весьма трудно перевести на экран. Но Олег Борисов блестяще справился с этой сложной задачей и ярко передал на экране всю противоречивую гамму чувств, обуревающих его героя.
Прекрасно справлялся Борисов и с ролями современников. Он стал главным актером для такого талантливого режиссера, как Вадим Абдрашитов. Борисов снялся у него в главных ролях в фильмах "Остановился поезд", "Парад планет", "Слуга". Он играл в тех картинах то героев неуживчивых, борющихся за главенство закона, то персонажей со своей правдой, которые считают свои решения и поступки единственно верными и своим сарказмом, преступным цинизмом ставят себя над законом.
Абдрашитов пригласил актера в тяжелый для Борисова период. Мало кто знает, что в знаменитом фильме "26 дней из жизни Достоевского" Александра Зархи в роли великого писателя снимался Борисов. Но актер из-за разногласий с режиссером отказался от роли, которую потом блистательно сыграл Анатолий Солоницын.
За этот демарш он был официально отлучен от кино на два года. Но Абдрашитову удалось все же задействовать Олега Ивановича в своих фильмах. Содружество это принесло свои плоды. Фильмы режиссера, где снимался Борисов, до сих пор смотрятся с интересом.
Однако у широкой публики Борисов стал очень популярным, после того как сыграл негодяя Рафферти в одноименном телефильме. Несмотря на то. что в картине было занято много великолепных актеров, Борисов был главным солистом этого ансамбля, и именно его потрясающая работа сделала этот телефильм очень популярным.
Среди киноролей Борисова, запомнившихся зрителям, Домешек в фильме "На войне, как на войне" Трегубовича, директор школы в киноленте "Дневник директора школы" Фрумина, главная роль в фильме Петра Тодоровского "По главной улице с оркестром".
Филигранно Борисов воспроизвел на экране литературных героев, известных всем с детских времен. В фильме "Крах инженера Гарина" актер сумел создать своего Гарина, в корне отличающегося от первого варианта экранизации, где эту роль играл великий Евстигнеев. Борисов придал своему персонажу глубину и убежденность в том, что можно пожертвовать всем ради власти. Потрясающе сыграл Борисов и Джона Сильвера в экранизации режиссера Воробьева знаменитого и всеми любимого романа "Остров сокровищ" Стивенсона!
Актер до последних дней активно работал. Он знал, что смертельно болен и старался сделать как можно больше. Из последнего периода творчества артиста отмечу его восхитительное исполнение роли царя Павла в спектакле "Павел I" в театре Советской Армии. Народный артист СССР Олег Иванович Борисов покинул этот мир после тяжелой и продолжительной болезни 27 апреля 1994 года.