БАКУ, 28 окт — Sputnik. Повторение событий 24-летней давности в бакинском метро невозможно даже с технической точки зрения, заявил в беседе со Sputnik Азербайджан глава отдела по связям с общественностью ЗАО "Бакинский метрополитен" Бахтияр Мамедов.
Напомним, что 24 года назад, 28 октября 1995 года, в бакинском метро произошла крупнейшая авария, унесшая жизни 279 пассажиров, в том числе 28 детей и троих спасателей. Число раненых достигло 270 человек, в том числе 69 человек было госпитализировано и 13 находились в тяжелом состоянии.
В день трагедии, примерно в 18:00, в туннеле между станциями "Улдуз" и "Нариман Нариманов" загорелся двигатель одного из вагонов. Машинист принял ошибочное решение, остановив состав в 200 метрах от станции "Улдуз". Сразу же после того, как вагоны наполнились дымом, началась паника среди пассажиров. Многие стали разбивать окна, чтобы выбраться наружу. Часть пассажиров была раздавлена, когда в спешке покидала вагон, другая часть скончалась от удара током. А многие погибли ужасной смертью, сгорев заживо в заблокированном вагоне.
В ходе операции по спасению пассажиров в огне также погибли офицер и курсанты Военного лицея имени Джамшида Нахчыванского - Чингиз Бабаев, Ниджат Сафаров и Руслан Исаев, которым было посмертно присвоено звание "Национальный герой" и медаль "За храбрость".
Несмотря на отсутствие интернета и социальных сетей, об инциденте мгновенно узнали все мировые СМИ - о пережитом в бакинском метро ужасе написали даже The New York Times и многочисленные российские издания.
Высокая мода спустилась в метро - видео >>
Сама трагедия попала в Книгу рекордов Гиннесса, как самое крупное бедствие в истории метрополитена.
Между тем, в Баку сразу после случившегося была созвана государственная комиссия по расследованию причин трагедии. Дело взял под личный контроль президент Гейдар Алиев. Местные и зарубежные специалисты сошлись во мнении, что причиной инцидента послужило устаревшее оборудование.
Сегодня, спустя более двух десятков лет, в Бакинском метрополитене уверяют, что подобное больше не повторится.
"Повторение этого события невозможно даже с технической точки зрения, потому что полностью обновлен локомотивный парк метрополитена и усовершенствована ремонтная база. У нас срок эксплуатации вагонов составляет 31 год, а с этого трагического события прошло 24 года. То есть многие составы, функционировавшие тогда, давно заменены. Большая часть этих вагонов выведена с путей", - пояснил глава пресс-службы подземки Мамедов.
После инцидента ЗАО "Бакинский метрополитен" внесло также кардинальные изменения в инструкции безопасности, согласно которым сегодня при малейшем подозрении на неполадки вагон немедленно снимается рейса и выводится в депо для технического осмотра.
Как отметил представитель метрополитена, вопросам безопасности в вагонах и на станциях метро уделяется большое внимание. В то же время придается особое значение подготовке кадров для метрополитена, в частности, недавно был обновлен Учебно-образовательный центр метрополитена.
Но самая главная причина того, почему такая трагедия в принципе невозможна, связана с новым решением администрации бакинского метро. Так, 21 октября 2019 года председатель Бакметрополитена Заур Гусейнов и генеральный директор "Метровагонмаш" Борис Богатырев договорились о производстве и поставке с 2020 по 2022 годы в Азербайджан 60 новых вагонов.
В Бакинском метрополитене рассказали, какие вузы готовят кадры для подземки >>
В настоящее время в локомотивном парке метрополитена имеются 305 вагонов, из которых 20 в ближайшее время пойдут на списание.
Sputnik Азербайджан попытался связаться с очевидцами и машинистом сгоревшего состава, однако даже по прошествии стольких лет работники метро отказываются комментировать самые худшие моменты в своей практике.